ТОП-10 лучших советских фильмов

Топ 10 лучших советских фильмов

В каждой стране есть фильмы, которые народ пересматривает из года в год. Они стали культовыми, а цитаты из кинолент всегда на слуху. В нашей стране, это советские картины, оставшиеся нам, как наследие когда-то великого государства. Многие российские каналы крутят эти киноленты по праздникам и в выходные. Люди привыкли смотреть их в кругу семьи, и вспоминать великое советское прошлое. Мы составили для вас рейтинг, в которые вошли советские фильмы. Список лучших кинокартин по мнению зрителей представлен ниже.

10. Москва слезам не верит | 1979 год

Москва слезам не верит

Действие фильма, открывающего топ лучших советских фильмов, проходит в 50-е годы в Москве. Три молодые девушки приезжают из провинции в столицу страны, для того, чтобы найти в новом городе свою любовь, счастье и жить в хорошем достатке. Судьба трех героинь стремительно меняется, и поворачивает в другую сторону, в зависимости от характера каждой девушки.

Антонина удачно женится, рожает детишек. Людмила планирует покорить столицу, ведь город для нее — лотерея, где надо найти свое счастье. Екатерина находит свою любовь, но, спустя время, парень бросает ее. Но девушка не сдается, растит дочь и одновременно делает карьеру. Через несколько лет, она встречает своего единственного…

9. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон: Собака Баскервилей | 1981 год

Шерлок Холмс и Доктор Ватсон: Собака Баскервилей

Чарльза Баскервиля обнаружили мертвым, неподалеку от поместья усопшего. На лице мужчины остался отпечаток ужаса. Чарльз увидел нечто очень страшное перед смертью. Огромные собачьи следы навевают на мысль о том, что причиной гибели мужчины стало родовое проклятие, давным-давно наложенное на семью Баскервилей. Кто, как не Шерлок Холмс может распутать эту загадку?
Один из лучших советских детективов занимает 9 место в списке лучших советских фильмов.

8. Кавказская пленница, или новые приключения Шурика | 1966 год

Кавказская пленница, или новые приключения Шурика

Шурик отправляется в одну из республик, расположенных на Кавказе. Ему надо собрать информацию о традициях и обычаях живущих там людей. Приехав на место, парень встречает и влюбляется в девушку. Про таких говорят комсомолка, красавица, спортсменка, отличница. Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Шурик сначала не понял, что произошло прямо «под его носом», но потом храбро ринулся на поиски и спасение своей единственной…

Один из лучших советских фильмов, ставший культовым в современной России.

7. Офицеры | 1971 год

Офицеры

Алексей и Иван на протяжении жизни много раз пересекались друг с другом. Они воевали с басманами в 20-е годы, затем в Испании, потом пришла Великая отечественная война. Еще с молодости парни запомнили слова своего командира: «Есть такая профессия, Родину защищать». Когда настало мирное время, друзья встретились вновь, уже, будучи генералами.

Лучший советский фильм о настоящей дружбе!

6. А зори здесь тихие | 1972 год

А зори здесь тихие

Четыре девушки-зенитчицы — последний оплот обороны от немецких десантников. Они хотели спокойной семейной жизни, любить и быть любимыми, нужными своим родным. Но судьба распорядилась по-другому: пришла война, в которой их долг — защитить Родину. Они до конца его выполнили. Пусть и ценой собственной жизни.
Один из самых лучших, и, в то же время, грустных фильмов о главных ценностях в жизни.

5. Джентльмены удачи | 1971 год

Джентльмены удачи

Трошкин работает заведующим детским садиком. Однажды он узнает, что разыскиваемый бандит, по кличке «Доцент» является его двойником. Тотальное невезение, ведь тот похитил шлем Александра Македонского.

Правоохранительным органам ничего не остается, кроме как внедрить заведующего в криминальную среду, где ему надо вжиться в роль своего двойника. Через некоторое время Трошкин привыкает к новому образу и жизни, что начинает сильно пугать его. В то же время, ему самому грозит опасность…

Середину топа самых лучших советских фильмов занимает известнейшая комедия с Евгением Леоновым и Георгием Вициным в главных ролях.

4. Бриллиантовая рука | 1968 год

Бриллиантовая рука

В маленьком городке на юге страны орудуют мошенники. Помощник главы банды — Граф должен забрать бриллианты в одном из восточных городов, а обратно провезти их в загипсованной руке. Но вместо Графа на положенном месте оказывается примерный семьянин Семен Горбунков. Ему накладывают «дорогой гипс», и приключения начинаются…

Одна из лучших советских комедий с Евгением Леоновым в главной роли расположилась рядом с призовым пьедесталом.

3. В бой идут одни «старики» | 1973 год

В бой идут одни «старики»

В эскадрилье капитана Титаренко находятся солдаты, которым не больше 20 лет. Их набирали из военных училищ, в которых обучали по ускоренной программе. Но капитан все равно не торопился посылать юношей в бой, ведь все, что им предстоит испытать, будет еще впереди. Это радость первой победы, страх во время боя, первая любовь, потеря друзей. Настанет час, когда юные парни бросятся к своим самолетам, чтобы испытать на себе всю тяжесть войны и стать «стариками».

Тяжелый советский фильм о войне, считающийся одним из лучших, берет бронзу нашего топа.

2. Операция «Ы» и другие приключения Шурика | 1965 год

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Фильм состоит из трех историй, которые объединяет персонаж Александра Демьяненко — Шурик. Он попадает в различные нелепые ситуации: сражается на стройке с «громилой», готовится к экзамену весьма креативным способом, и предотвращает преступление, на которое идут Трус, Балбес и Бывалый.

Знаменитая советская комедия, считающаяся одной из лучших и в наше время. Занимает второе место топа.

1. Иван Васильевич меняет профессию | 1973 год

Иван Васильевич меняет профессию

Тимофеев является изобретателем. Он придумал машину времени, в которую случайно попал Иван Бунша — пенсионер, и вор Жорж. Изобретение отправило их в 16 век, во времена правления Ивана Грозного. А сам царь отправился в 20 век. После этого, машина времени ломается, что приводит к череде любопытных и непредсказуемых событий.
Картина по праву занимает пьедестал топа самых лучших советских фильмов. Шедевр в жанре «комедия», обожаемый зрителями по всей стране и на постсоветском пространстве.

Лучшие советские фильмы: 25 идеальных картин для ностальгического вечера

Лучшие советские фильмы: 25 идеальных картин для ностальгического вечера

Фото: кадр из фильма

Советский кинематограф – великий и прекрасный, подарил миру фильмы Сергея Эйзенштейна и Михаила Калатозова, Григория Чухрая и Сергея Параджанова, Андрея Тарковского и Василия Шукшина… Самые любимые из них вспомнил наш кинообозреватель Максим ТУВИМ.

Рейтинг советских фильмов: топ-25 по версии КП

Как вы понимаете, составить список, в котором всего 25 картин, оказалось не очень просто, но мы все же попробовали: итак, топ-25 лучших советских фильмов по версии КП.

1.«Броненосец «Потемкин»

Год выхода: 1925
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров

Сюжет: Лето 1905 года. Матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, подняли бунт: их пытались накормить червивым мясом.

Сюжет: Вторая половина 1920-х, украинское село. Комсомолец Василь (Семен Свашенко) и его друзья организовывают колхоз – люди из райкома уже прислали первый трактор. Вот только не все селяне готовы стать колхозниками.

Сюжет: Беременная партизанка Олена (Наталия Ужвий) тайно возвращается в родное село, оккупированное нацистами, однако об этом узнает староста. Немцы пытают женщину, она теряет самое дорогое, что у нее есть, но товарищей не выдает.

Сюжет: Выпускницу пединститута Татьяну Левченко (Нина Иванова) распределяют в вечернюю школу, где учатся молодые рабочие металлургического завода. Среди них – самоуверенный и при этом простодушный Саша Савченко (Николай Рыбников), ударник труда.

Сюжет: Молодые москвичи Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) – самые счастливые люди на свете: они вот-вот поженятся и уже никогда не расстанутся. Но 22 июня 1941 года все меняется: Борис уходит на фронт, а Вероника, на мгновенье перестав верить в силу любви, совершает отчаянный поступок.

Сюжет: 1942 год. 19-летний связист Алексей Скворцов (Владимир Ивашов), подбив два немецких танка, получает шестидневный отпуск: он отправляется в родное село – увидеть мать, а заодно починить крышу их дома.

Сюжет: Экранизация знаменитого рассказа Чехова о людях, вынужденных страдать из-за нежелания изменить жизненные принципы.

Сюжет: Это грандиозное кинополотно – экранизация одного из самых известных произведений мировой литературы: о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн.

Сюжет: Молодая колхозница Ася (Ия Саввина) любит шофера Степана (Александр Сурин), от которого ждет ребенка, вот только мужчина не отвечает ей взаимностью.

Сюжет: Комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) останавливается в доме многодетной еврейской семьи: женщина со дня на день должна родить.

Сюжет: Деревенская женщина Нюра (Татьяна Доронина), приехавшая в Москву продать мясо, знакомится с водителем такси Сашей (Олег Ефремов). Эта короткая встреча навсегда меняет ее жизнь.

Сюжет: Кинопритча о «царе песнопений» – армянском поэте и музыканте Саят-Нове, жившем в XVIII веке.

Сюжет: «Неэффектной» ткачихе и участнице драмкружка Паше Строгановой (Инна Чурикова) предлагают главную роль в художественном фильме – исторической драме о жизни Жанны д’Арк.

Сюжет: Тракторист «с характером» Иван (Василий Шукшин) и его простодушная жена Нюра (Лидия Федосеева-Шукшина) едут из алтайской деревни «к югу». Их попутчиками становятся самые разные люди.

Сюжет: Умирающий поэт вспоминает свое прошлое: мать, школу, войну, эвакуацию… Человеческая память – странная вещь: есть вещи, которые не забываются никогда.

Сюжет: У пионервожатого Сережи (Сергей Шакуров) – сотрудника лагеря на территории старинной усадьбы – возникла идея поставить на сцене театра ХVIII века лермонтовский «Маскарад». Его подопечные с воодушевлением берутся за проект, что приводит к неожиданным последствиям.

Сюжет: Фронтовой журналист Лопатин (Юрий Никулин) едет в Ташкент на 20 дней. Здесь, вдали от линии фронта, он встретит новый 1943 год, побывает на съемках фильма по его очеркам и влюбится в Нину (Людмила Гурченко).

Сюжет: Школьный учитель и образцовый семьянин Платонов (Александр Калягин), устав от обыденности, хочет уйти от жены (Евгения Глушенко) к другой женщине (Елена Соловей) – его даже не смущает тот факт, что у нее есть муж.

Читайте также  Что такое фижма или панье?

Сюжет: На заседании членов гаражного кооператива нужно выбрать четырех человек, которым, увы, придется расстаться с мечтой о «боксе». Руководству остается только утвердить уже составленный список «крайних», но события принимают неожиданный поворот.

Сюжет: Бузыкин (Олег Басилашвили) – талантливый переводчик и, увы, очень бесхарактерный человек: из-за его нерешительности страдают сразу две женщины – супруга Нина (Наталья Гундарева) и любовница Алла (Марина Неелова).

Сюжет: Библиотекарша Вера (Евгения Глушенко) – с заурядной внешностью и богатым внутренним миром – предлагает пьющему токарю Игорю (Олег Янковский) поучаствовать в необычном эксперименте: молодые люди должны влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга.

Сюжет: Послевоенная Москва: киномеханик и студент-заочник Саша (Николай Бурляев) случайно встречает Любу (Наталья Андрейченко) – фронтовую медсестру, в которую он был безответно влюблен. Теперь Люба торгует пирожками возле Малого театра, у Саши же есть жена – учительница Вера (Инна Чурикова).

Сюжет: Почти идеальные отношения работника леспромхоза Василия (Александр Михайлов) и его жены Надежды (Нина Дорошина) находятся на грани разрыва – и все из-за сотрудницы отдела кадров Раисы Захаровны (Людмила Гурченко), с которой Вася познакомился на курорте.

Сюжет: Умирает Варлам (Автандил Махарадзе) – деспотичный мэр небольшого городка. После похорон его тело раскапывают, а потом предают земле заново – эта «церемония» повторяется снова и снова.

Сюжет: Школьный учитель Николай Алексеевич (Сергей Попов) страдает синдромом хронической усталости – ему невероятно тяжело общаться и с родными, и с коллегами, и с учениками. Однажды он засыпает в вагоне метро…

Факт: Фильм, который некоторые критики считают главной картиной перестроечного кинематографа, получил специальный приз жюри 40-го Берлинского кинофестиваля.

10 выдающихся советских фильмов

10 выдающихся советских фильмов

Благодаря советской киношколе появилось множество фильмов, которые стали классикой. Это настоящие произведения искусства, их до сих пор любят и пересматривают. Лайфхакер собрал высоко оценённые критиками и зрителями картины, наиболее ярко характеризующие свою эпоху.

1. Броненосец «Потёмкин»

  • СССР, 1925 год.
  • Драматическая киноэпопея.
  • Длительность: 75 минут.
  • IMDb: 8,0.

В основе сюжета лежит подлинное историческое событие — восстание на броненосце «Князь Потёмкин» в 1905 году. Фильм начинается с того, что моряки одного из броненосцев Черноморского флота, возмущённые произволом офицеров, отказываются от борща, сваренного из гнилого мяса. На судне начинается мятеж, в ходе которого матросам удаётся захватить командование. Жители Одессы поддерживают восстание, и это приводит к кровавой расправе в городе: царская полиция расстреливает мирных безоружных людей.

Работу Сергея Эйзенштейна неоднократно называли лучшим фильмом всех времён. И даже сейчас несложно понять, почему: режиссёр применял невиданные по тем временам спецэффекты. В одном из эпизодов даже оживают каменные львы, которые от ужаса всего происходящего сходят со своих постаментов.

Ещё один новаторский приём — эмоциональное использование цвета. Когда команда захватывает броненосец, над кораблём поднимается алый флаг. Этот единственный цветной кадр фильма Эйзенштейн раскрасил вручную.

Сцена расстрела на Потёмкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской вдохновили многих режиссёров и много раз цитировались в кино: от «Неприкасаемых» Брайана де Пальмы до «Симпсонов».

2. Человек с киноаппаратом

  • СССР, 1929 год.
  • Документальный.
  • Длительность: 66 минут.
  • IMDb: 8,4.

Фильм абстрактно изображает один день из жизни города 1920-х годов. Зрителю показывают хаотичную урбанистическую симфонию, составленную из коротких документальных фрагментов.

Авангардист Дзига Вертов — один из первопроходцев кинодокументалистики — был противником игровых фильмов и считал, что кино должно передавать правду жизни. Принципы режиссёра нашли отражение в монументальной работе «Человек с киноаппаратом». Она представляет собой настоящую энциклопедию кинематографических трюков: двойная экспозиция (наложение изображений друг на друга), голландский угол («завал горизонта» ), стоп-кадр, съёмка в отражении и другие.

Ради удачных кадров Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман, казалось, были готовы на всё. Например, они бесстрашно ложились на рельсы, чтобы заснять проезжающий поезд снизу, или забирались на очень высокие строения без всякой страховки.

Современники не оценили экранный манифест Вертова по заслугам. Зато в 2014 году британский журнал Sight & Sound назвал Critics’ 50 Greatest Documentaries of All Time «Человека с киноаппаратом» лучшим документальным фильмом всех времён.

3. Летят журавли

  • СССР, 1957 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 8,3.

В центре повествования пронзительная история двух влюблённых — Вероники и Бориса, которых навсегда разлучила война. Когда Борис уходит на фронт, осиротевшую Веронику принуждает к женитьбе Марк — двоюродный брат героя.

Сейчас лента режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского признана шедевром. Наряду с картинами Эйзенштейна и Тарковского, «Летят журавли» считается одним из символов русского кино.

Но судьба фильма могла сложиться совершенно иначе, если бы не Клод Лелуш. Ещё студентом будущий важнейший режиссёр французской «новой волны» случайно оказался на съёмках ленты в качестве ассистента оператора. Благодаря связям Лелуша картина попала на Каннский фестиваль и получила главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».

4. Судьба человека

  • СССР, 1959 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 8,0.

В начале Великой Отечественной войны уроженец Воронежа Андрей Соколов идёт воевать на фронт. Там мужчина получает контузию и попадает в плен к фашистам. Андрея отправляют в концентрационный лагерь, откуда герой постоянно пытается сбежать. Наконец ему это удаётся, но, вернувшись домой, он узнаёт чудовищную новость.

«Судьба человека» по одноимённому рассказу Михаила Шолохова — одна из самых важных отечественных военных кинолент. Причём снял её режиссёр-дебютант — Сергей Бондарчук, которому пришлось долго убеждать руководство «Мосфильма» и самого Шолохова в том, что ему можно доверить эту работу.

В итоге фильм приняли с восторгом и в СССР, и на Западе. Выдающийся итальянский постановщик Роберто Росселлини даже назвал «Судьбу человека» самым сильным из того, что было снято о войне.

Новаторство картины состояло в том, что узник концлагеря впервые был показан как положительный персонаж. Ведь, как известно, солдат, оказавшийся в плену, при любых обстоятельствах автоматически объявлялся предателем. И фильм негласно реабилитировал огромную категорию людей, с которыми несправедливо поступили.

5. Застава Ильича

  • СССР, 1964 год.
  • Драма.
  • Длительность: 175 минут.
  • IMDb: 7,9.

Фильм рассказывает о жизни Сергея Журавлёва и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова. Они молоды, полны оптимизма и хотят жить так, чтобы не было стыдно.

Лирическая работа Марлена Хуциева «Застава Ильича» — один из важнейших советских фильмов 60-х годов, опередивший своё время. Картина вышла на заре оттепели и предугадала темы, которые в последующие десятилетия будут волновать советских кинорежиссёров: духовная жизнь человека и его внутренний мир.

Знаменитая сцена вечеринки золотой молодёжи в Политехническом музее получилась максимально правдоподобной. Ведь режиссёр снял в ней не профессиональных актёров, а настоящую интеллектуальную элиту того времени: поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллу Ахмадулину, режиссёров Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, певца Булата Окуджаву.

Но как это часто случалось в СССР, фильм прошёл производственный ад и сильно пострадал из-за цензуры. Сложность была ещё и в том, что перфекционист Хуциев отказывался резать картину под напором критики. Вместо этого он переснимал целые сцены заново. Лента всё-таки вышла на экраны, но в искажённом виде и под названием «Мне двадцать лет». А авторский вариант зрители увидели только в 1988 году.

6. Ещё раз про любовь

  • СССР, 1968 год.
  • Романтическая драма.
  • Длительность: 92 минуты.
  • IMDb: 7,3.

Картина рассказывает о коротком романе двух очень одиноких людей — физика Электрона Евдокимова и бортпроводницы Наташи. Девушка открыто и честно полюбила героя, но он не сразу проникся ответным чувством.

Лента «Ещё раз про любовь» вышла в оттепельные годы и потрясла зрителей своей смелостью и искренностью. Многое показанное в фильме было в новинку: например, раньше в советском кино не было героинь, которые могли бы познакомиться с молодым человеком в ресторане и тут же провести с ним ночь.

Прозвучавшая в картине песня о солнечном зайчике — метафоре ускользающего счастья — ушла в народ. Её часто пели у костров, в детских и молодёжных лагерях.

7. Доживём до понедельника

  • СССР, 1968 год.
  • Драма.
  • Длительность: 106 минут.
  • IMDb: 8,0.

Илья Семёнович Мельников преподаёт историю в обычной средней школе. Будучи интеллигентным и неравнодушным человеком, он сильно переживает о том, как несовершенна советская система образования. Кроме того, герой устал работать в обстановке беспринципности и лицемерия, сложившейся среди преподавательского состава. Ситуацию усложняет и влюблённая в Мельникова молоденькая учительница Наталья Сергеевна.

«Доживём до понедельника» режиссёра Станислава Ростоцкого по праву считается одним из лучших фильмов оттепели и советского кинематографа в целом. Образ переживающего внутренний конфликт учителя, сыгранный Вячеславом Тихоновым, восхитил работников образования, критиков и простых зрителей. После первого показа зал аплодировал стоя и режиссёру, и актёрам.

Народный любимец Тихонов, за плечами которого к тому моменту была роль князя Андрея в эпопее Бондарчука «Война и мир», сначала не хотел сниматься в кино про школу. Но потом актёр всё же уступил настойчивой просьбе режиссёра, своего большого друга. Этим выбором остался недоволен сценарист Георгий Полонский: он видел в роли Мельникова более пожилого и не такого привлекательного артиста. И тогда на помощь пришли гримёры, которые помогли состарить молодого исполнителя.

8. Зеркало

  • СССР, 1974 год.
  • Автобиографическая драма.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Действие этой очень интимной и автобиографической картины происходит в разных временных пластах: до, во время и после войны. Воспоминания и сновидения лирического героя чередуются с чтением стихов Арсения Тарковского, отца режиссёра.

Андрей Тарковский не раз говорил, что все его работы так или иначе построены на личных переживаниях. В основу «Зеркала» мастер заложил собственную драму детства — уход из семьи отца. В фильм вошло ещё множество подлинных деталей из биографии великого постановщика. Например, эпизод с пожаром: когда режиссёру было всего пять лет, он увидел, как загорелся соседский дом.

Читайте также  Что нужно знать о планировании электрики в квартире

Истинные знатоки кино наверняка помнят живописное гречишное поле, ставшее визитной карточкой картины. Тарковскому было принципиально важно, чтобы на поле росла именно гречиха, как когда-то в детстве. Но долгие годы оно засевалось только клевером и овсом. Режиссёр арендовал это поле, и съёмочная группа на свой страх и риск засеяла его гречихой.

9. Иди и смотри

  • СССР, 1985 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 145 минут.
  • IMDb: 8,3.

В центре повествования — два дня из жизни обычного белорусского подростка Флёры, который, несмотря на протесты матери, уходит в партизанский отряд. Команда отправляется на опасное задание, оставив в лагере Флёру и девушку Глашу. Спустя некоторое время место обстреливают. Пережив бомбёжку, чудом уцелевшие подростки возвращаются в родную деревню Флёры, но обнаруживают, что все дома в ней опустели.

Последнюю работу Элема Климова критики практически единогласно называют одной из самых опустошающих, пронзительных и честных кинокартин о войне. «Иди и смотри» существенно повлиял на жанр военной драмы. Это можно обнаружить даже в таких известных лентах, как «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Режиссёр хотел добиться предельной искренности, поэтому настаивал, чтобы главного героя сыграл не профессиональный актёр, а простой мальчишка. Из-за этого фильм снимался в хронологическом порядке, даже несмотря на то, что такой подход делает процесс кинопроизводства крайне затянутым и дорогим. Но благодаря этому приёму дебютанту Алексею Кравченко и другим неопытным исполнителям было проще играть.

10. Курьер

  • СССР, 1986 год.
  • Комедийная драма.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 8,0.

Молодой Иван приходит работать курьером в журнал. Перед этим герой провалил экзамены в институт, куда, в общем-то, и не очень стремился. Однажды, выполняя очередное поручение, Иван знакомится с профессором Кузнецовым и его дочерью Катей. Между молодыми людьми завязывается симпатия, но Кузнецова — представителя уходящего поколения — безалаберный и дерзкий Ваня ужасно раздражает.

Центральная идея фильма — конфликт старшего и младшего поколений: первые прожили свою жизнь впустую, а вторые в условиях перестройки оказываются людьми без будущего.

Возможность экранизировать собственную повесть появилась у Карена Шахназарова не сразу. Во времена строгой цензуры режиссёру запрещали даже думать о постановке такой неоднозначной картины. Поэтому работа над фильмом началась только с приходом к власти Горбачёва.

Исполнителя главной мужской роли искали очень долго. Из сотни претендентов Шахназаров в итоге выбрал непрофессионального актёра Фёдора Дунаевского. Причём у юноши оказалось много общего с его экранным образом: Дунаевский частенько ссорился с режиссёром и спорил со всеми на съёмочной площадке.

Конечно, невозможно уместить в один список все талантливые картины, созданные в СССР. Вы можете дополнить его в комментариях и посоветовать читателям свои любимые киноленты.

150 лучших советских и российских фильмов по версии IMDb

150 лучших советских и российских фильмов по версии IMDb

Сайт IMDb (Internet Movie Database; англ. База данных фильмов в Интернете ), — это самый упоминаемый и самый известный в мире рейтинг фильмов. На сайте размещено около 1,5 млн. статей о фильмах и телесериалах, причём зарегистрированные посетители сайта могут выставлять фильмам оценки от 1 («ужасный фильм») до 10 («шедевр»). Таким образом формируется рейтинг фильмов. Среди посетителей сайта преобладают англоязычные пользователи интернета, прежде всего американцы, поэтому вполне естественно, что подавляющее большинство голосов подаётся за американские фильмы. Однако на сайте IMDb есть ценители и нашего кинематографа, которые выставляют оценки советским и российским фильмам. К сожалению, по каким-то техническим причинам наши фильмы даже с очень высокими оценками и большим числом проголосовавших (Сталкер, Солярис, Броненосец «Потёмкин», Возвращение) не проходят в официальный топ-лист сайта.

Содержание

Лучшие фильмы

Ниже представлен список 152 лучших (по версии IMDb) советских/российских кино-, теле-, документальных и мультфильмов по состоянию на 24 апреля 2010 г. В скобках указаны режиссёр(ы) и год создания фильма, за скобками после тире — средняя оценка фильма по версии IMDb.

В список включены лишь те фильмы, за которые на сайте IMDb проголосовали 200 человек и более. Фильмы с одинаковой оценкой ранжированы по году создания (от более раннего к более позднему), при совпадении года — по алфавиту названий.

    (Владимир Бортко, 1988) — 9,1 (Вячеслав Котёночкин и др., 1969—2006) — 9,0 (Станислав Говорухин, 1979) — 9,0 (Татьяна Лиознова, 1973) — 8,9 (Марк Захаров, 1979) — 8,9 (Давид Черкасский, 1986-1988) — 8,9 (Марк Захаров, 1978) — 8,8 (Игорь Масленников, 1979—1986) — 8,8 (средний балл девяти серий) (Эльдар Рязанов, 1966) — 8,7
  1. В бой идут одни «старики» (Леонид Быков, 1973) — 8,7 (Эльдар Рязанов, 1975) — 8,7 (Леонид Гайдай, 1971) — 8,6 (Марк Захаров, 1976) — 8,6 (Лариса Шепитько, 1977) — 8,6 (Михаил Козаков, 1982) — 8,6 (Давид Черкасский, 1976-1979) — 8,6 (Григорий Козинцев, 1964) — 8,5 (Михаил Ромм, 1965) — 8,5 (Михаил Швейцер, 1968) — 8,5 (Фёдор Хитрук, 1969) — 8,5 (Григорий Козинцев, 1970) — 8,5 (Геннадий Сокольский, Фёдор Хитрук, 1972) — 8,5 (Алексей Сидоров, 2002) — 8,5 (Юрий Чулюкин, 1961) — 8,4 (Борис Степанцев, 1970) — 8,4 (Фёдор Хитрук, 1971) — 8,4 (Александр Серый, 1971) — 8,4 (Станислав Ростоцкий, 1972) — 8,4 (Юрий Норштейн, 1975) — 8,4 (Георгий Данелия, 1977) — 8,4 (Эльдар Рязанов, 1977) — 8,4 (Владимир Попов, 1978) — 8,4 (Павел Арсенов, 1984) — 8,4
  2. Месть кинематографического оператора (Владислав Старевич, 1912) — 8,3 (Георгий Данелия, 1963) — 8,3 (Элем Климов, 1964) — 8,3 (Инесса Ковалевская, 1969) — 8,3 (Алексей Коренев, 1972) — 8,3 (Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1979) — 8,3 (Роман Качанов, 1981) — 8,3 (Эдуард Назаров, 1982) — 8,3 (Александр Татарский, 1983) — 8,3 (Марк Захаров, 1984) — 8,3 (Владимир Бортко, 2003) — 8,3 (Николай Досталь, 2004) — 8,3 (Сергей Бондарчук, 1959) — 8,2 (Леонид Гайдай, 1961) — 8,2 (Юрий Озеров, 1969—1971) — 8,2 (Александр Алов, Владимир Наумов, 1970) — 8,2 (Андрей Смирнов, 1970) — 8,2 (Леонид Гайдай, 1973) — 8,2 (Ян Фрид, 1977) — 8,2 (Станислав Говорухин, 1985) — 8,2 (Сергей Урсуляк, 2007) — 8,2 (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1925) — 8,1 (Андрей Тарковский, 1962) — 8,1 (Сергей Параджанов, 1964) — 8,1 (Андрей Тарковский, 1966) — 8,1 (Леонид Гайдай, 1968) — 8,1 (Фёдор Хитрук, 1968) — 8,1 (Владимир Мотыль, 1969) — 8,1 (Роман Качанов, 1971) — 8,1
  3. Чёртова невеста (Арунас Жебрюнас, 1973) — 8,1 (Сергей Бондарчук, 1975) — 8,1 (Леонид Нечаев, 1975) — 8,1 (Станислав Ростоцкий, 1977) — 8,1 (Эльдар Рязанов, 1979) — 8,1 (Юрий Норштейн, 1979) — 8,1 (Андрей Тарковский, 1979) — 8,1 (Эльдар Рязанов, 1980) — 8,1 (Элем Климов, 1985) — 8,1 (Георгий Данелия, 1986) — 8,1 (Александр Петров, 1996) — 8,1 (Александр Петров, 1999) — 8,1 (Андрей Звягинцев, 2003) — 8,1 (Александр Петров, 2006) — 8,1 (Дмитрий Дьяченко, 2010) — 8,1 (Михаил Калатозов, 1957) — 8,0 (Лев Атаманов, 1957) — 8,0 (Григорий Чухрай, 1959) — 8,0 (Витаутас Жалакявичус, 1966) — 8,0 (Евгений Карелов, 1968) — 8,0 (Андрей Тарковский, 1972) — 8,0 (Георгий Данелия, 1975) — 8,0 (Акира Куросава, 1975) — 8,0 (Владимир Меньшов, 1979) — 8,0 (Андрей Михалков-Кончаловский, 1979) — 8,0 (Эльдар Рязанов, 1984) — 8,0 (Владимир Меньшов, 1984) — 8,0 (Светлана Дружинина, 1987) — 8,0 (Станислав Говорухин, 1987) — 8,0 ! (Виталий Каневский, 1989) — 8,0 (Григорий Чухрай, 1956) — 7,9 (Резо Чхеидзе, 1964) — 7,9 (Леонид Гайдай, 1965) — 7,9 (Эдмонд Кеосаян, 1966) — 7,9 (Василий Шукшин, 1973) — 7,9 (Андрей Тарковский, 1974) — 7,9 (Георгий Данелия, 1979) — 7,9 (Илья Фрэз, 1980) — 7,9 (Ролан Быков, 1983) — 7,9 (Карен Шахназаров, 1986) — 7,9 (Сергей Соловьёв, 1987) — 7,9 (Александр Прошкин, 1987) — 7,9 (Алла Сурикова, 1987) — 7,9 (Никита Михалков, 1994) — 7,9 (Александр Рогожкин, 2002) — 7,9 (Дмитрий Месхиев, 2004) — 7,9 (Павел Лунгин, 2006) — 7,9
  4. Стачка (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1924) — 7,8 (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1928) — 7,8 (Сергей Эйзенштейн, 1938) — 7,8 (Сергей Эйзенштейн, 1945) — 7,8 (Эльдар Рязанов, 1956) — 7,8 (Геннадий Полока, 1966) — 7,8 (Леонид Гайдай, 1967) — 7,8 (Алексей Герман, 1971) — 7,8 (Роман Давыдов, 1973) — 7,8 (Эльдар Рязанов, Франко Проспери, 1974) — 7,8 (Никита Михалков, 1977) — 7,8 (Константин Бромберг, 1979) — 7,8 (Эльдар Рязанов, 1982) — 7,8 (Леонид Квинихидзе, 1983) — 7,8 (Марк Захаров, 1988) — 7,8 (Никита Михалков, 1991) — 7,8 (Сергей Герасимов, 1957—1958) — 7,7
  5. Крылья (Лариса Шепитько, 1966) — 7,7 (Отар Иоселиани, 1971) — 7,7 (Никита Михалков, 1974) — 7,7 (Виктор Титов, 1975) — 7,7 (Александр Митта, 1983) — 7,7 (Алексей Герман, 1984) — 7,7 (Сергей Бодров (старший), 1996) — 7,7 (Алексей Балабанов, 1997) — 7,7 (Валерий Тодоровский, 1998) — 7,7 (Никита Михалков, 2007) — 7,7 (Александр Довженко, 1930) — 7,6
  6. Да здравствует Мексика! (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1931-1932, 1979) — 7,6 (Сергей Эйзенштейн, 1944) — 7,6
  7. Война и мир (Сергей Бондарчук, 1967) — 7,6 (Александр Аскольдов, 1967) — 7,6 (Сергей Параджанов, 1968) — 7,6 (Леонид Гайдай, 1975) — 7,6 (Никита Михалков, 1979) — 7,6 (Тенгиз Абуладзе, 1984) — 7,6 (Никита Михалков, 1987) — 7,6 (Александр Сокуров, 1988) — 7,6 (Александр Рогожкин, 1995) — 7,6 (Павел Чухрай, 1997) — 7,6 (Александр Прошкин, 2005) — 7,6 (Кирилл Серебренников, 2006) — 7,6 (Андрей Звягинцев, 2007) — 7,6

Лучшие режиссёры

Число фильмов того или иного режиссёра в списке в значительной степени служит критерием мастерства их создателя:

в роли безусловного лидера отечественного кинематографа с 9 фильмами выступает Эльдар Рязанов;

Время создания

Если распределить вошедшие в топ-лист фильмы по годам их создания, то «золотым веком отечественного кинематографа» следует признать 1970-е годы, когда было снято 54 фильма из числа оказавшихся в списке, или 36% от общего числа лучших фильмов (1976 г. — средний год списка); на втором месте идут 1980-е гг. с 33 фильмами (22%); на третьем — 1960-е гг. (29 фильмов, 19%); на четвёртом — 2000-е гг. (14 фильмов, 9%); на пятом — 1990-е гг. (9 фильмов, 6%); на шестом — 1950-е гг. (6 фильмов, 4%); на седьмом — 1920-е гг. (3 фильма, 2%); на восьмом-девятом — 1930-е и 1940-е гг. (по 2 фильма, 1%); и замыкают список 1910-е гг. (1 фильм, 1%).

Читайте также  Зеленый бархат где используется и с чем сочетается

Наиболее популярные фильмы

Сайт IMDb позволяет выявить и самые популярные отечественные фильмы — по числу поданных за них голосов. По этому показателю лидерство принадлежит фильмам Андрея Тарковского, Тимура Бекмамбетова, Сергея Эйзенштейна и Никиты Михалкова, а также ряду фильмов последних лет, среди которых особенно выделяются «Возвращение» Андрея Звягинцева, получивший в 2003 г. на венецианском кинофестивале главный приз — премию «Золотой лев», и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего. Ниже приведён список наиболее популярных отечественных фильмов, за которые проголосовали более 2000 человек (по состоянию на 20 апреля 2010 г.).

В скобках указаны режиссёр(ы), год создания и оценка фильма по версии IMDb, за скобками после тире — число поданных за фильм голосов.

Лучшие советские фильмы

Лучшие советские фильмы

Советские фильмы до сих пор любимы как среди взрослых, так и среди молодых зрителей. Так в чём же причина их популярности?

Советский кинематограф интересен и разнообразен. За более чем 60-летнюю историю его представители подарили нам большое количество увлекательных картин и запоминающихся образов.

Такие киноленты, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи» и «В бой идут одни старики» знакомы практически каждому обывателю, а вклад в развитие мирового киноискусства таких режиссёров, как Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн невозможно описать простыми словами, это лучшие фильмы советского кино. В данной статье приведён список одних из лучших фильмов СССР, с которыми должен ознакомиться каждый человек.

10 — Место встречи изменить нельзя

Мини-сериал 1979-го года выпуска, снятый Станиславом Говорухиным по сценарию братьев Вайнеров. История крутится вокруг двух борцов с бандитизмом – Володи Шарапова и Глеба Жеглова. Вместе им придётся расследовать ужасные преступления, совершаемые в Москве, и бросить все силы на то, чтобы остановить криминальную группировку «Чёрный кот». Данный многосерийный фильм любим многими за его захватывающий и интригующий сюжет, колоритных главных героев и идеально перенесённую на экран атмосферу послевоенного города.

Место встречи изменить нельзя

9 — Семнадцать мгновений весны

Сериал 1973-го года, снятый по мотивам одноимённого романа Юлиана Семёнова. Постановщиком выступила Юлиана Лиознова. Действие многосерийного фильма происходит в Германии, в канун окончательного падения Третьего Рейха. Главный герой, сыгранный Вячеславом Тихоновым – Всеволод Владимирович Владимиров, советский разведчик, который выполняет последнее задание Центра. Под ложным именем «Макс Отто фон Штирлиц» он проникает в политическую систему Германии, где пытается изнутри нанести удар по врагу.

Семнадцать мгновений весны

8 — Иван Васильевич меняет профессию

Легендарная комедия Леонида Гайдая, снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», и увидевшая свет в 1973 году. В центре повествования – талантливый изобретатель Александр Тимофеев. Однажды он создаёт машину, которая даёт человеку возможность перемещаться во времени. Из-за своих манипуляций с пространственно-временным континуумом его сосед Иван Васильевич Бунша и мошенник Жорж Милославский попадают в прошлое, во времена Ивана Грозного. Сам царь волею судьбы попадает в наше время, что приводит к забавным и курьёзным ситуациям. Комедия запоминается отличными шутками, увлекательным сюжетом и интересными персонажами, замечательно исполненными талантливыми актёрами.

Иван Васильевич меняет профессию

7 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Опять комедия. Опять Гайдай. Несмотря на узнаваемый стиль и подачу, этот фильм очень отличается от других кинолент мастера советской комедии. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» разделён на три самостоятельные новеллы, которые объединяет только наличие одного общего персонажа — Шурика: «Напарник» Дебошир Федя становится участником драки в автобусе. Из-за этого поступка его отправляют на 15 суток исправительных работ на стройке. Там он встречает Шурика – того самого молодого человека из автобуса, из-за которого Федя и попал в такую ситуацию. Мужчина никак не может успокоиться и всячески пытается подпортить репутацию студента. Через некоторое время он понимает, что с виду хилый юнец не так уж и прост, как может показаться с первого взгляда. К сожалению, понимает он это очень поздно, когда Шурик решает как следует его наказать… «Наваждение» Политехнический институт. Сессия. Шурик, не имеющий на руках информации, которая помогла бы сдать ему экзамены, решает почитать конспект с незнакомой студенткой. Вместе они следуют по всему городу, не замечая того, что происходит вокруг, и не обращая внимания друг на друга. После сдачи экзамена друг Шурика знакомит его с Лидой – той самой незнакомкой, с которой он читал конспект. Между молодыми людьми возникает симпатия, после чего они решают познакомиться поближе. «Операция Ы» Заведующий торговым складом решает провести инсценированное ограблением его места работы. Он нанимает трёх негодяев – Труса, Балбеса и Бывалого, которые должны ограбить склад, тем самым скрыв все доказательства о махинациях заведующего. Но их план идёт наперекосяк, когда в дело вступает Шурик. Храбрый юноша, заменяющий в эту ночь бабушку-сторожа, с помощью своей смекалки решает остановить вероломных жуликов.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

6 — В бой идут одни старики

Без сомнения культовая картина, которая в полной мере показала нелёгкую жизнь обычных солдат из разных уголков Советского Союза. Леонид Быков, который выступил постановщиком, сценаристом и актёром, исполнившим главную роль, показал одну из самых трогательных историй о Великой Отечественной Войне. Центральные персонажи фильма – молодые ребята, которые из-за вероломного нападения врага вынуждены были бросить родные дома и идти защищать Родину. Главное достоинство этого произведения в том, что главные герои ощущаются здесь как живые и реальные люди, у которых есть свои мечты и желания. К каждому из них проникаешься теплыми чувствами, а к концу просмотра невольно пускаешь слезу от происходящего на экране.

В бой идут одни старики

5 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство

Фильм режиссёра Игоря Масленникова, снятый по мотивам произведений Артура Конана Дойля. Главные герои – молодой врач Джон Ватсон, немного чудаковатая миссис Хадсон и загадочный детектив Шерлок Холмс. Именно данная картина дала старт целой серии художественных фильмов про всеми любимого сыщика, с которыми также обязательно стоит ознакомиться. Роль Холмса мастерски исполнил Василий Ливанов, а роли Ватсона и миссис Хадсона не менее мастерски сыграли Виталий Соломин и Рина Зелёная. Экранизации рассказов Конана Дойля от Игоря Масленникова считаются наиболее каноничным не только на территории постсоветского пространства, но и во всё мире.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство

4 — Джентльмены удачи

Советское кино богато на хороши комедии, и «Джентельмены удачи» режиссёра Александра Серого – одна из них. В центре повествования – добрый и отзывчивый заведующий детского сада Евгений Трошкин. К его большому сожалению, он выглядит как вылитый двойник беглого преступника по кличке «Доцент», укравшего шлем Александра Македонского. Представители правоохранительных органов, которые изначально принимают Трошкина за разыскиваемого вора, решают внедрить его в криминальную среду для того, чтобы он помог им раскрыть это дело. Вчерашнему сотруднику детсада придётся проникнуть в шкуру опасного рецидивиста, чтобы познакомиться с его подельниками и узнать все тайны, которые скрывает Доцент. Данная лента богата хорошим юмором, забавными персонажами, сыгранными гениальными артистами, и многими крылатыми фразами, которые после премьеры разошлись на цитаты.

Джентльмены удачи

3 — 12 стульев

4-ёх серийный фильм, в основу которого легло одноимённое произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссёром и сценаристом сериала выступил Марк Захаров. Премьера состоялась 2 января 1977-го года. Главный герой – работник ЗАГСа Ипполит «Киса» Воробьянинов. Однажды его тёща, находящаяся в предсмертном состоянии, сообщает ему о том, что в одном из её 12-и стульев зашиты бриллианты. Когда Ипполит решает найти разыскиваемое сокровище, он встречает священника Фёдора, который занимается тем же самым. «Киса» заручается поддержкой жулика Остапа Бендера, который за небольшую плату пообещал ему найти бриллианты. Героев, желающих найти столь дорогое наследство, ожидает длинное путешествие и большое количество комичных ситуаций.

12 стульев

2 — Москва слезам не верит

«Москва слезам не верит» — фильм, снятый режиссёром Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Чёрных. Эта картина знаковая для всего отечественного кинематографа, поскольку именно она стала первым советским фильмом, получившим международную премию «Оскар». Конец 50-х. Тоня, Люда и Катя — три подруги из провинции, которые отправляются в столицу, чтобы обустроить свою жизнь и найти там свое счастье. Антонина работает маляром, выходит за муж за обычного рабочего и рожает ему нескольких детишек. Людмила вступает в брак с известным хоккеистом Сергеем Гуриным. А Катерина, которую беременной бросил её возлюбленный, так и не находит своего счастья. Несмотря на престижную работу и карьерный рост, женщина всё равно недовольна своей жизнью из-за того, что в ней нет любимого человека. Но все кардинально меняется, когда она встречает мужчину по имени Гоша…

Москва слезам не верит

1 — Ирония судьбы или с лёгким паром

Фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», вышедший на большие экраны в 1975-ом году, по праву считается самой новогодней картиной из всех существующих. История Жени Лукашева, который перед Новым Годом по пьяни полетел в Ленинград, где встретился с Надей Шевелёвой, известна даже тем, кто не испытывает особого интереса к советскому кино. Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский показали нам пример того, как нужно снимать качественную мелодраму с элементами комедии. Этот фильм является настоящей классикой, которую никогда не надоест пересматривать. На этом список можно закончить. Но не стоит зацикливаться только на вышеперечисленных картинах. Советский кинематограф богат и на другие хорошие фильмы, про которые, к сожалению, не получилось написать в рамках данного рейтинга. Помните, что мир советского кино интересен и разнообразен, и каждый зритель найдёт в нём что-нибудь своё.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: