Мужской сюртук история и изменения

Что такое Сюртук: устаревший вид одежды или модная тенденция?

Сюртук изначально – это верхняя мужская двубортная одежда с длинными полами, отложным воротником и широкими лацканами. Представляет собой короткое, обычно приталенное, двубортное пальто. Разновидностью сюртука является редингот — мужская или женская одежда с длинными полами. Сюртук появился в Англии в 1720-х годах как костюм для верховой езды. Сначала рединготы мало чем отличались от обычного сюртука, но в дальнейшем стали длиннее. В России XIX века сюртук был обычной городской одеждой (смотрите фото такого сюртука, что представлено ниже).

Формулы равноускоренного движения по прямой и по окружности. Пример решения задачи Вам будет интересно: Формулы равноускоренного движения по прямой и по окружности. Пример решения задачи

Джентльмен в сюртуке

Происхождение слова

Название происходит от французского слова surtout — «поверх всего».

На вопрос «что такое сюртук?» толковый словарь Ожегова отвечает следующее:

Сюртук – это род длинного двубортного пиджака, обычно в талию.

Кроме того, словарь academic дает такое определение сюртуку, и что это такое мы четко представляем:

Сюртук (устар. сертук) — длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.

Понятие и структура организационной культуры Вам будет интересно: Понятие и структура организационной культуры

Что такое сюртук мы разобрались. Далее приведен пример употребления данного слова — его можно увидеть в книге С. Т. Аксакова «Истории моего знакомства с Гоголем»:

Сюртук вроде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Сама фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее.

История сюртука

Сюртук появился в XVIII веке в Англии, а на территории современной России – в середине XIX века. Название происходит от фр. surtout — «поверх всего». В самом французском языке он известен как paletot или redingote, в английском — frock coat . В отличие от фрака, который был выходным, официальным нарядом, сюртук был повседневной одеждой высшего и среднего слоев населения. Он также служил униформой для чиновников гражданских ведомств, а в некоторых странах считался элементом военной формы.

В течение XIX века менялась длина сюртука, а также расположение талии. Кроме того, постоянно совершенствовалась форма рукавов — с буфами и без них. Рукава даже были зауженными или имели раструбы. В начале XX в. сюртук был вытеснен визиткой и пиджаком. Сейчас этот предмет гардероба носят как элемент парадного костюма или просто поклонники классического стиля.

Сюртук времен королевы Виктории

Из чего сделан сюртук

Сюртуки, как правило, были тяжелыми предметами гардероба, что придавало им больше основательности и элегантности. Состав материалов, используемых при пошиве сюртуков, разнообразен: от бюджетных синтетических, до дорогих, включающих в себя шерсть альпаки. Можно выделить три основных материала, использующихся в пошиве:

  • Смеси: самые обычные ткани, изготавливающиеся в разных пропорциях из шерсти и полиэстера. Как правило — 60% и 40% соответственно.
  • Чистая шерсть.
  • Специальные ткани: очень редки из-за своей дороговизны. В составе таких можно найти шерсть альпаки и викуньи, а также натуральный шелк.

Современное использование

Несмотря на то что в 1936 году по приказу короля Эдуарда VIII в британском королевском дворе было отменено обязательное официальное одеяние, сюртук — воплощение всей современной на тот момент гражданской одежды — не исчез полностью.

Некоторые современные свадьбы не обходятся без жениха, одетого в сюртук — гражданский или военный вариант. В качестве яркого примера может служить бракосочетание принца Гарри и Меган Маркл в 2018 году. Он и его брат, принц Уильям, выбрали военные варианты сюртуков. Фото с этого мероприятия представлено ниже.

принц Гарри в военном сюртуке

Портной и реноватор Томми Наттер часто мог быть встречен, одетым в сюртук. Примером вхождения этой вещи в моду в начале XXI-го века могут служить осенние выпуски журнала «Прада» 2012 года, в которых в значительной степени были представлены эти виды верхней одежды. Кроме того, сюртуки в различных цветовых гаммах, кроме черного, сохранились до текущего момента в униформе персонала некоторых отелей. Так же данный вид одежды сохранился и в женском гардеробе.

Военный вариант сюртука

Первые военные сюртуки были выпущены в конце наполеоновских войн для французской линии пехоты и прусских войск. Чтобы не замарать дорогой фрак в военном походе, французы стали надевать свободную однобортную куртку с яркими воротником и манжетами. Фото сюртука французской армии смотрите ниже.

Сюртук французской армии 19 века

Также, в целях экономии, немцы, ставшие банкротами за годы войны, не могли себе позволить сложную и дорогую форму. Поэтому их армия выбрала для себя фуражку и синий пиджак, опять же с яркими воротником и манжетками. К 1840-м годам сюртуки вошли в американскую, прусскую, русскую и французскую армии. Во время мексиканской войны офицерам США впервые были выданы темно-синие платья с золотистыми эполетами и фуражками образца немецкой армии. Корпус морской пехоты Соединенных Штатов получил двубортный сюртук с алым кантом и алым кивером. Это было сделано для того чтобы подчеркнуть статус элитного подразделения.

Закат эпохи сюртука

Ориентировочно в 1880-х годах, в эпоху короля Эдуарда, в моду стало входить новое пальто для верховой езды с названием «Ньюмаркет». Постепенно новый вид одежды стали называть визиткой, который начал вытеснять сюртук как повседневную и одежду выходного дня. Визитка постепенно становилась все более популярной, как повседневная удобная городская одежда, хорошая альтернатива сюртуку. Однако использовались наравне — что визитка, что сюртук. Такая ситуация сложилась благодаря консервативности одних и стремлению к новаторству других людей.

Визитка стала особенно популярной среди модных и молодых, а сюртук все чаще стали носить взрослые и консервативные джентльмены. Визитка постепенно оттесняла сюртук, который стали использовать только в деловых и формальных ситуациях. В конечном итоге его стали носить только государственные и дипломатические служащие.

Сюртук викторианской эпохи

Современный костюм когда-то использовался только как одежда интеллигенции для отдыха на даче или побережье, но в середине XIX века его популярность стала быстро расти. Он взял на себя роль более неформальной альтернативы визитке для повседневной носки. Чем моднее становилась визитка, тем более она становилась неудобной, и тем более приемлемым становился костюм в качестве неофициальной альтернативы.

На серьезных мероприятиях во время подписания Версальского мирного договора в 1919 году главы правительств были одеты в сюртуки, но на более неформальных встречах они надевали визитки или даже современные костюмы. В 1926 году король Англии Джордж V ускорил отказ от сюртука, когда удивил публику, появившись на открытии выставки цветов в Челси в визитке. Сюртук едва «выжил» в 1930-х годах только в качестве формы придворного персонала, пока он не был окончательно официально отменен в 1936 году. С тех пор использовался очень редко, хотя и не исчез полностью.

Мужской сюртук: от начала 19 века до современных моделей

Сюртук мужской: от начала 19 века до современных моделей

Верхняя мужская одежда

Сюртук считался ключевой деталью мужского костюма позапрошлого века: его носили и военные, и любители жизни в селе, и обычные горожане. Это может показаться странным, но носят его и сегодня. Однако, его внешний вид потерпел некоторые изменения и совершенствования.

Мужской сюртук: история и особенности

сюртук мужской 18 век

Знаете ли вы, что в 1860-е годы Владимир Даль охарактеризовал пиджак как короткий мужской сюртук по бедра. Действительно, 19 век был эпохой, когда ключевой деталью мужского костюма был именно сюртук. В свое время, а именно в 18 веке, он пришел на смену более торжественному жюстокору и камзолу и продержался в мужской моде почти полтора века, претерпев, правда, серьезные изменения. От пиджака сюртук отличается в первую очередь длиной – его полы в некоторые моменты могли спускаться ниже колен, потому их приходилось подбирать, когда мужчина садился. Кроме того, у него отсутствуют выемки спереди.

Из каких тканей его шили

На протяжении полутора столетий мода на ткани менялась, но наиболее популярными тканями для пошива мужских сюртуков были эти:

  • Казинет. Хлопчатобумажный или шерстяной, как правило, одноцветный, материал с саржевым плетением;
  • Камлот. Материал из ангорской или верблюжьей шерсти с добавлением шелка;
  • Шалон. Легкий шерстяной материал в диагональную полоску. Главная его особенность заключалась в том, что между изнаночной и лицевой частью не было никакой разницы.
Читайте также  Связанные одной цепью37 необычных идей макраме для богемы

Сегодня это кажется удивительным, но на протяжении позапрошлого века были в моде яркие цвета мужской одежды. Так, в России одно время был популярен цвет пылающего Парижа. Именно поэтому мужские сюртуки, фраки, пиджаки и прочие элементы ардероба тех времен шили из тканей зеленых, вишневых, брусничных и не только. Черные и серые цвета мужской одежды прочно вошли в обиход только в 1860-е годы. В конце 19 — начале 20 века также были допустимы серебристо-голубой и бежевый оттени для гардероба мужчин.

Сюртуки 19 века

Сюртуки 19 века

В конце 19 века произошла настоящая модная революция. На место шелка и парчи пришли сукно и шерсть. Отошли в прошлое и короткие штаны. Изменился и силуэт мужского костюма, который стал более вытянутым. Яркой могла быть только жилетка, а основным предметом мужского гардероба стал фрак. Долгое время они мирно сосуществовали с сюртуком. Но к 1840 годам фрак стал парадной мужской одеждой, а сюртук – повседневным. В России сюртуки появились лишь в 1810-х годах. В то время эта одежда была однобортной и с пышными рукавами — буфами. Обязательными были передние пуговицы в два ряда, начинавшиеся от середины груди или даже горловины и заканчивающиеся на талии. Сзади на мужских сюртуках располагались две пуговицы в районе пояса.

Двубортный мужской сюртук 19 века

Двубортный мужской сюртук 19 века

В 1820-е сюртук стал основным предметом повседневной мужской одежды. Тогда он мог быть и черным, и цветным. Утренним нарядом считался именно черный сюртук застегнутый до самого верха, а для послеобеденных визитов считался уместным цветной и открытый вариант. Его сочетали с панталонами (либо светлыми, либо полосатыми), светлой жилеткой и галстуком. Последний мог быть фуляровым или атласным. Уже тогда его носили не только городские жители, но и солдаты, любители охоты и прочие представители высшего или среднего класса.

Уже к 1850-м годам модели мужских сюртуков стали короче. С этого момента он стал медленно превращаться в пиджак. Тогда стали популярны модели, похожие на военную форму, то есть, с длинной дорожкой пуговиц в два ряда.

Сюртук офицерский в начале 19 века

Сюртук офицерский в начале 19 века

Их фасон тоже часто менялся, но в России в качестве военной формы был принят длинный мужской сюртук: полы доходили до самых колен, а подкладка была красная. Шили их из добротного сукна темно-зеленого цвета. Модель была двубортной и застегивалась на обе стороны, потому на каждый из бортов нашивались шесть пуговиц из меди.

К задней части (чуть пониже, чем лиф), пришивали карманные клапаны (2 штуки). Материалом для них служило сукно темно-зеленого цвета, причем выпушка была красная. Воротник же по покрою и цвету очень походил на мундирный. Слева на талии делалась прорезь, похожая на ту, что была у шинелей и предназначалась для шпаги. Военный сюртук носили с офицерский шарфом. Зимой его утепляли при помощи всевозможных подкладок.

Французская модель отличалась от русской цветом, карманами, отделкой и подкладкой, а также тем, что вместо шлицы сзади у нее был обычный разрез.

Сюртуки конца 19 — начала 20 веков

Сюртуки конца 19 - начала 20 веков

Исторически так сложилось, что 19 веком считают период с 1789 по 1914 год. Сюртук мужской окончательно вышел из моды именно с началом Первой Мировой войны. Но на стыке веков он был все еще актуален, хоть и очень изменился внешне. Во-первых, тогда стала модной подтянутая фигура у мужчин. Чтобы это подчеркнуть, джентльмены стали носить более длинные модели сюртуков. Обычно они были двубортными, слегка приталенными или в меру свободными. Воротник мог быть и маленьким, и большим, но обязательно отложным. Сочетали их с белоснежной рубашкой и жилетом, который мог быть и контрастным, и однотонным, но уже не таким ярким, как 100 или 50 лет назад.

Уже ближе к началу 20 века сюртук снова стал короче и более минималистичным. Теперь он мог похвастаться более лаконичным кроем, минималистичным дизайном и сдержанными, привычными для современного человека, цветами. Тогда же появилась и альтернатива фраку – более демократичный смокинг. Бархатный сюртук использовался как вариант для отдыха, а для повседневных вариантов использовалась шерсть и лен.

Современные сюртуки

Современные сюртуки

Вы удивитесь, но сюртук мужской продолжает существовать и в современное время. При этом, носить его могут не только актеры в фильмах о позапрошлом столетии. Он может стать альтернативой смокингу на праздничном мероприятии и даже альтернативой деловому костюму. В качестве вечернего варианта подойдет модель двубортная с пуговицами, которые обтянуты той же тканью, из которой сюртук сшит. Как и на старинных моделях, располагаются они в два вертикальных ряда. Сочетаются с воротником-стойкой или отложным. На линии талии часто располагаются карманы, которые могут быть как прорезными, так и с клапанами. Также спереди может находиться маленький карман для платка.

12 Сюртук сменяет фрак

напудренные белые парики. Так со времен Петра I одевались дворяне. К концу столетия появляется фрак– одежда, короткая спереди и с длинными (до колен) узкими полами – фалдами сзади. Как только не меняли фрак, что только не делали с ним портные на протяжении XIX в. Переднюю часть фрака то опускали до бедер, то находили удобным окончить ее возле грудной клетки. Фалды фрака удлиняли, заостряли, укорачивали и округляли. Помните у А. С. Грибоедова в пьесе «Горе от ума»:

Хвост сзади, спереди какой–то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

«Дедушкой» фрака был мужской кафтан. В XVIII в. кафтан, застегнутый на три–четыре средние пуговицы, обрисовывал талию. Чтобы талия казалась тоньше, юбку кафтана расширяли в боках. С этой целью в подкладку вшивали пластинки китового уса, грубую парусину, волосяную ткань, толстую бумагу. Во второй половине XVIII в. складки на кафтане вышли из моды и его стали носить прямым, с очень узкой спиной и высокой талией. Такой кафтан был уже «отцом» фрака.

Первоначально фрак был одеждой для верховой езды или для улицы. Передние полы округляли для удобства наездника, а задние ему не мешали и были длиннее. У фрака имелся стояче–отложной воротник, который и отличал его от кафтана. Также фрак, в отличие от кафтана, застегивался максимум на три пуговицы. Они были 2,5 или 3 сантиметра в диаметре, белые, серые, перламутровые, бронзовые, золотые, из шлифованного стекла или из фарфора.

В начале XIX в. носили, как правило, черные фраки, реже – коричневые и темно–синие. В 20–30–е гг. мужская мода стала ярче, появились фраки зелено–бутылочного, а также бронзового, кофейного, темно–фиолетового, голубого, розового и даже желтого цвета. Более привычный для нас черный фрак вошел в моду во второй половине XIX в. Шили фраки из сукна, бархата или плотного шелка.

С конца XVIII в. в России жили два «брата» – фрака: англичанин и француз. Английский фрак – для дневных дел, с короткими фалдами – носили с панталонами и сапогами. Его «брата» французский фрак – нарядный, для балов, с длинными фалдами ниже колен и округлыми передними полами – надевали с длинными чулками, короткими панталонами и туфлями. Под фрак непременно подбирали жилет, обычно в полоску или крапинку. Поскольку фраки и панталоны не украшали, то самой нарядной частью мужского костюма был жилет.

Читайте также  Проект неделимосковская квартира с ванной в спальне

Мужчины XVIII в. не уступали женщинам в роскоши одежд. Не только вельможи, но и небогатые дворяне носили парадные костюмы, отделанные золотом, серебром, драгоценными камнями. Шляпы украшали бриллиантами. Жабо и манжеты делали из тончайшего кружева, эфес шпаги отделывали алмазами, пряжки на башмаках – золотом и серебром.

Яркие жилеты, кружевные жабо, сапоги с большими отворотами, петлями и кисточками, фраки немыслимого покроя – все это критиковалось обществом, но прямо не запрещалось. Екатерина II нашла иной способ борьбы с безвкусицей франтов. Она приказала нарядить в модный щегольской костюм петербургских будочников, которые с лорнетом в руках провожали «двойным» взглядом модников.

Вельможа времен Екатерины II

С восшествием на престол императора Павла I фраки и жилеты, не говоря уже о жабо, косынках и башмаках с лентами и пряжками, попали под грозный запрет. При Павле I все военные должны были появляться на публике только в мундирах своих полков, а штатские – в губернских дворянских мундирах или старинных кафтанах. За исполнением этих указаний императора строго следила полиция. Даже на частные вечера надо было приглашать квартального (полицейского).

Гонения на фрак прекратились с приходом к власти Александра I. Как и прежде, днем фрак носили с панталонами в обтяжку и сапогами. Причем до обеда модно было сапоги носить с отворотами, а после обеда – без них. Вечером надевали нарядный бархатный фрак с короткими панталонами, чулками и туфлями.

У фрака имелся «соперник» – сюртук. Фрак и сюртук похожи, но у сюртука есть передние фалды и он расклешен книзу. Первоначально сюртук надевали поверх фрака, как пальто. К 20–м гг. XIX в. он потеснил фрак в мужском гардеробе. Фрак становится парадной одеждой, сюртук – более скромной, повседневной. В нем не ходили на балы и в театр. Сюртуки шили из синего, зеленого, темно–красного, коричневого, темно–серого сукна, а воротник делали из бархата того же цвета.

В середине XIX в. в мужском гардеробе появился пиджак. Постепенно три соперника – фрак, сюртук и пиджак – поделили «сферы своего влияния». Если дворянин оставался дома, то он был в пиджаке, в общественное, или, как тогда говорили, присутственное, место он шел в сюртуке, а для торжественного случая имел фрак.

Мужской костюм: 1 – фрак, брюки, жилет и галстук, пальто и цилиндр; 2 – сюртук, цилиндр, цветной жилет и лорнет

Для официального или светского визита в первой половине дня мужчины надевали сюртук или фрак. К нему полагался черный или цветной атласный галстук с бриллиантовой булавкой и светлые панталоны. (В XVIII в. с фраком носили только белые галстуки, атласные или батистовые.) Жилеты, которые носили ежедневно, шили из простых материй, нарядные – из атласа, бархата, светлого пике с темным рисунком. В послеобеденное время обычно надевали цветной сюртук, светлые клетчатые или полосатые панталоны, цветные жилет и шелковый галстук. Например, у известного писателя И. С. Тургенева, который одевался c большим вкусом, был синий визитный фрак с золотыми пуговицами в виде львиных голов, светлые панталоны, белый жилет, цветной галстук.

Чтобы иметь возможность долго находиться в прохладных парадных помещениях или на улице, под кафтан (сюртук, пиджак) надевали теплые душегреи, штаны утепляли ватной прокладкой, сапоги и даже башмаки делали большего размера, чтобы надевать не одну пару чулок.

Шлафрок. С картины П. А. Федотова «Свежий кавалер». 1846 г.

Домашней мужской одеждой был халат. В XVIII – первой половине XIX в. халат служил «парадным неглиже»: в нем можно было принимать гостей. В начале XIX в. стали модными восточные халаты – архалуки. Их носили с маленькими шапочками и туфлями. Утром дворяне у себя в усадебном доме носили и шлафроки (шлафоры). Они были очень нарядные, из цветного шелка, бархата, с шалевым воротником и обшлагами другого цвета. Их обычно подпоясывали витым шнуром, украшенным на концах кистями. Теплые халаты подбивали ватой или мехом.

Верхней одеждой дворян, как и дворянок, были рединготы – пальто и спенсеры – короткие курточки. Мужчины также носили шинели, плащи, теплые сюртуки с пелеринами и шубы. С плащами жители дождливого Петербурга познакомились в начале XIX в. благодаря английскому герцогу А. У. Веллингтону. Победитель Наполеона в битве при Ватерлоо, он первым привез в Россию плащи. Плащи были черные, длинные, без рукавов, плотно застегивались. Делали плащи без швов, из одного куска ткани.

Интересно, что плащи называли тогда воротниками, а вот веллингтонами– по имени английского герцога – прозвали брюки со штрипками. Оказывается, англичанин был первым мужчиной, кто осмелился носить брюки поверх обуви! Так в 20–е гг. XIX столетия в мужском туалете совершилась революция: на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные панталоны – предшественники современных мужских брюк. Короткие панталоны теперь надевали только при дворе, на пышных балах.

1. Редингот 2. Шинель

Мужские рубашки шили из тонкого батиста, отделывали кружевами, вышивкой, гофрированными жабо и мелкими складками. Застегивали рубашки на мелкие пуговицы из жемчуга или драгоценных камней. Для фрака же пуговицы делали из серебра и даже золота. На балы надевали непременно шелковые светлые чулки и башмаки – лодочки с удлиненными носками и низкими каблуками. Дополнением костюма были белые или светлые перчатки. Вместо башмаков можно было надеть лакированные или из тонкой кожи невысокие сапоги.

Модным мелочам мужчины придавали особое значение. Самой модной вещью в XVIII в. была трость, или палка: ее имели и военные и штатские. Мода на трости со временем менялась: высокую трость с набалдашником из слоновой кости, серебра, золота сменила тонкая, с загнутой ручкой, затем появилась трость с лорнетом или с часами, ей на смену пришли толстые бамбуковые трости, лакированные дубинки, тонкие трости из камыша.

Франт 1790 г. в треуголке

Франт 1792 г. в цилиндре

Если мужчина входил в гостиную или кабинет, то трость и шляпа оставались у него в руке. Только с конца XVIII в. трость стали оставлять в передней вместе с верхней одеждой. Головной убор по–прежнему брали с собой в комнату.

Часы дворяне носили на цепочке или на шелковом (бисерном) шнурке, которые крепились к жилетному карману. В XVIII в. часы имели форму луковицы, позже они стали маленькими и плоскими и умещались в кармане жилета. Богатые люди предпочитали часы с музыкой, игравшие каждый час короткую мелодию.

Кроме трости и часов мужчины всегда имели при себе табакерку, а на руке носили перстень с камнем. Обязательной принадлежностью костюма дворянина был также лорнет– своего рода очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет на небольшой ручке носили на цепочке или шнурке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман. В 1840–е гг. стали использовать монокль – стеклышко прямоугольной формы в бронзовой или черепаховой оправе. Его также прикрепляли к пуговице фрака или сюртука на шнурке. Чтобы удержать монокль в глазу, голову откидывали назад. Появилось и пенсне – двойной лорнет с пружинкой, которая удерживала его на переносице. Постепенно пенсне вытеснило монокль.

Любопытно, что настоящие очки были модны в конце XVIII – начале XIX в., однако над «очконосителями» подсмеивались. В 1802 г. один насмешник даже выехал на гулянье, надев на лошадь очки.

Мужские шляпы тоже имеют свою историю. Для бала непременно надевали черную шелковую складную шляпу. В других местах можно было появиться не в складной. Все мужские шляпы подбивались белым атласом. Цвет шляп был в основном черный, летом – светло–коричневый и серый.

Читайте также  Стоит ли объединять санузел в хрущевке?

Не утратила своего значения и старушка–треуголка, у которой когда–то давно отогнули поля, мешавшие военным. Но полным господином мужской моды в XIX в. стал цилиндр.

Вопросы и задания

1. Расскажите, как менялся костюм дворянина в XVIII–XIX вв. Почему именно фрак стал главным нарядом?

2. Как русские цари и царицы боролись против модников? Что бы вы сами предложили для борьбы с модниками?

3. Как одевались дворяне в различное время дня?

4. Какие модные вещи и принадлежности должны были быть у щеголя XVIII в.; модника XIX в.?

5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

6. Составьте список предметов туалета дворянина, собирающегося на бал.

Сюртук

Сюрту́к (устар. серту́к; от фр.  surtout ; или рединго́т) — длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.

Сюртук появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.

Длина сюртука, а также положение талии определялись модой. Также постоянно менялась форма рукава — с буфами или без, зауженный рукав или имеющий раструб. Короткий сюртук в середине XIX века стал ранним фасоном современного пиджака. Существовали также так называемые форменные сюртуки или мундирные сюртуки для чиновников различных ведомств.

Характерные элементы сюртука — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы.

Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его полностью не вытеснили визитка и пиджак.

Содержание

Ткани

Сюртуки шили из самых разнообразных тканей.

  1. Шалон — лёгкая шерстянаяткань с диагональными полосами. Причём технология изготовления такова, что разницы между изнаночной и лицевой стороной нет. Название связано с первоначальным местом производства — Шалон-сюр-Марн.
  2. Камлот — шерстяная ткань, вытканная из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шёлка, сочетание которых давало рыхлое, мягкое полотно. Более дешёвые сорта камлота изготавливались из хлопчатобумажного волокна.
  3. Казинет — хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань саржевого переплетения.

Цвета

Для мужской одежды первой половины XIX столетия характерно некоторое разнообразие в выборе цвета. Так, известны зёленый, вишнёвый, брусничный цвета тканей, использовавшихся для пошива сюртуков. После 1850 года в моду прочно входят чёрный и серый цвета. Допустимы бежевые и серебристо-голубые оттенки.

Литература

  • Кирсанова Р. М. «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века».

Ссылки

  • История костюма
  • Верхняя одежда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Сюртук» в других словарях:

сюртук — а, м. surtout m. 1. Мужская двубортная одежда в талию с длинными полами. Ож. 1986. Суртук бархатной гвоздишной, мех испушен рысью, суртук отласной китайской китайской з золотом мех лисий. 27. 8. 1717. Сговорная грамота М. А. Новосильцевой. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЮРТУК — СЮРТУК. В «Воспоминаниях» Ю. К. Арнольда о сюртуке начала XIX в. говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для надевания ”сверх всего“, следовательно … История слов

СЮРТУК — (фр. surtout). Верхняя мужская одежда, доходящая до колен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮРТУК франц. surtout. Всем известная верхняя мужская одежда. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

сюртук — жакет, сюртучишко, вицмундир, пиджак, визитка, редингот, бекеша, сюртучок, лапсердак, фрак, чемара Словарь русских синонимов. сюртук сущ., кол во синонимов: 13 • бекеша (6) • … Словарь синонимов

СЮРТУК — (от франц. surtout широкое верхнее платье) мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах … Большой Энциклопедический словарь

СЮРТУК — и (прост. устар.) сертук, сюртука, муж. (франц. surtout широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником. «Носил белые галстухи и табачного цвету длиннополые сюртуки.»… … Толковый словарь Ушакова

СЮРТУК — СЮРТУК, а, муж. Род длинного двубортного пиджака, обычно в талию. Форменный с. | уменьш. сюртучок, чка, муж. | прил. сюртучный, ая, ое. Сюртучная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

сюртук — и устарелое сертук … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

сюртук — Новогреческое – «накидка». Французское – surtout (верхнее платье, накидка). Время появления слова «сюртук» в русском языке – вторая половина XVIII в. Слово заимствовано из французского, где surtout восходит к новогреческому диалектному… … Этимологический словарь русского языка Семенова

Сюртук — surtout (франц., буквально – поверх всего) – мужская верхняя приталенная одежда с однобортной или двубортной застежкой на пуговицы. Появился в конце XVII века. В первой половине XVIII века так называли охотничий редингот из сукна, который имел … Энциклопедия моды и одежды

Мужской сюртук история и изменения

Классический пиджак появился в конце ХІХ века и с того времени не претерпел сильных изменений, подстраиваясь только под веяния моды и потребности человека. До этого времени можно говорить только о прототипах этого предмета одежды. Первым из них был жюстокор. Он появился во времена Людовика XIV, был длиной до колен, шился из дорогих, богато вышитых тканей, имел большие карманы и множество пуговиц. В XVIIIв. распространение получил сюртук, который был приталенным и длиннополым, но уже в 60-е г. XIX стал немодным. Место сюртука занимает визитка — мужская одежда для визитов. Визитка напоминает сюртук по своему крою, однако имеет более открытую грудь и закругленные концы полочек и лацканов. Еще один прямой предок пиджака, который дожил до наших дней — фрак. Сегодня это торжественная одежда. В XVIII в. фрак был всего лишь офицерской формой. Он был удобен при верховой езде — длинные полы не мешали и не путались между ног. Во второй половине XIX века фрак стали носить и гражданские. В последней четверти XIX в. мир узнал смокинг. Его надевали джентльмены, отправляясь в курительную комнату, чтобы их одежда не пропахла дымом. Позже смокинг стал выходным нарядом. И только в конце ХІХв. на сцене мировой моды оказался пиджак, заняв прочное место в мужском гардеробе и став обязательным элементом одежды мужчин во всем мире.

Жюстокор в виде мундира

Парадный жюстокор XVII в

Парадный жюстокор XVIII в

b_100_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-8.png b_110_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-9.png b_94_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-10.png b_140_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-11.png b_110_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-12.png
1800г. однобортный сюртук с рукавами-буфами 1830 г. сюртук с военной застежкой 1905 г. сюртук для утренних визитов 1910г. сюртук жестким воротником с отогнутыми углами 1930 г. сюртук для утренних визитов
Начало XX в Фред Астер во фраке 1940 г.

Принц Филипп во фраке 2000-е гг.

b_125_300_16777215_00_images_life_2015_z25-07-15-19.png b_115_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-20.png b_115_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-21.png
1890 г. 1924 г. 1930 г.

b_100_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-23.png b_150_300_16777215_00_images_life_2015_25-07-15-24.png b_108_280_16777215_00_images_life_2015_z1.jpeg
1900г. 1940г. двубортный смокинг 2000 г.

Пиджак — куртка с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: