История одной старинной заколки из Флоренции

Ювелирные изделия эпохи Возрождения

Период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Солонка "Нептун и Церера"
Челлини, Бенвенуто
1543
Золото, эмаль
Имперская сокровищница Вена, Италия

Выполнена по заказу французского короля Франциска I. Впоследствии была преподнесена архиепископу Фердинанду Тирольскому

Ваза в форме ладьи
1589
Золото, горный хрусталь; гравировка
Музей серебряных изделий, Флоренция

Возможно, предназначена для свадебного стола Кристины Лотарингской и Фердинанда I. Башенку на корме наполняли водой или вином со специями; жидкость стекала по трем трубкам в чашу. Выполнено в мастерской братьев Саракки в Милане

Сосуды в форме цапель
Конец 16 века
Горный хрусталь
Художественно-исторический музей, Вена,
Италия

Изготовлены в Италии в мастерских братьев Сараки, принадлежат к самым изысканным предметам, собственником которых был Фердинанд Тирольский

Кувшин из раковин моллюска
16 век
Раковины моллюска, серебро, драгоценные камни; позолота, гравировка
Высота 30 см
Музей серебряных изделий, Флоренция

Изготовлен, вероятно, в Антверпене или Нюрнберге. Характерный пример стиля, распространенного в Западной Европе в это время, отмеченного модой на изделия причудливого вида, с головами драконов и т.п.

Кубок из раковины
Конец 16 века
Серебро, раковины; позолота
Художественно-исторический музей, Вена
Германия

Приписывается ювелиру Корнблюму Марксу. Это изделие свидетельствует о моде на изысканные и причудливые материалы

Чаша в виде цапли
Конец 16 века
Горный хрусталь, золото; гравировка, эмаль
Музей серебряных изделий, Флоренция

Пример церемониальной столовой посуды при дворах европейских монархов и знати

Кубок "Наутилус"
Серебро, раковины моллюска наутилус; инкрустация золотом
Музей серебряных изделий, Флоренция

Солонка с китайскими мотивами Кревекер, Франсуа
Вторая половина 16 века
Раковины моллюска, серебро; позолота, гравировка
Высота 16 см
Музей серебряных изделий, Флоренция

Работа парижского мастера. Возможно, входила в приданое Кристины Лотарингской

Статуя-реликварий святого Георгия Зустрис, Фридрих
1597
Золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни; эмаль
Королевская резиденция, Мюнхен, Германия

Шлем французского короля Карла IX Редон, Пьер
1572
Железо, золото; чеканка, цветная эмаль
Частное собрание Франция

Внизу под гротескной маской изображена сцена осады города. Характерный пример вкуса последних представителей династии Валуа

Брошь "Леда и лебедь" Челлини, Бенвенуто
16 век
Золото, лазурит, жемчуг
Музей Борджелло, Флоренция

Камея с портретом Карла Пятого Леони, Леоне
1536
Золото, эмаль, ляпис-лазурь, яшма
Высота 6,3 см
Метрополитен, Нью-Йорк

Каплевидная подвеска со сценой распятия
Золото, янтарь, жемчуг; резьба, эмаль
Музей серебряных изделий, Флоренция

Принадлежит к сокровищам Медичи

Камея с изображением Афины
Золото, халцедон
Археологический музей Флоренция

Богиня совершает жертвоприношение перед огнем на алтаре. Образ богини дошел до нас фрагментарно; восполнение недостающей части в золоте традиция приписывает Бенвенуто Челлини. Это образец искусства Ренессанса, ориентированного на античность

Подвеска
Около 1520-1530
Золото, топаз, гранат, сапфир
Высота 6 см; ширина 2,8 см
Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ваза Да Фиренце, Джусто
1485
Яшма, серебро; позолота, эмаль
Музей серебряных изделий, Флоренция

Из собрания Лоренцо Великолепного

Реликварий Святого Себастьяна
15 век
Серебро; позолота, эмаль
Собор Святого Петра, Рим

Изготовлен в виде саркофага, напоминающего античный храм, на ножках в форме листьев, с черепичной крышей и восемью большими проемами

Потир
14 век
Серебро, золото; позолота, чеканка, эмаль
Капитул собора Святого Петра, Рим

Поступил из древнего Бенедиктинского аббатства Сан-Мартино-аль-Чимино (Витербо) в собор Святого Петра в 1601 году

Дворцовый крест
15 век
Золото, горный хрусталь
Собор Святого Петра, Рим

Один из старейших в сокровищнице Святого Петра (15 век). На пересечении перекладин в него вставлен фрагмент дерева от Истинного Креста (на котором был распят Христос).

Ваза Буонталенти, Бернардо; Биливер, Жак
1583
Лазурит, золото
Высота 40,5 см
Музей серебряных изделий, Флоренция

Камень — итальянская работа. Оправа создана антверпенским мастером-ювелиром

История одной старинной заколки из Флоренции

Р усские оставили серьезный вклад след во Флоренции. И не только надписями на русском языке,
но еще и зданиями и финансовыми пожертвованиями, стихами и музыкальными произведениями.
Начну с главного нынче — с материального. Особенно в этом преуспели Демидовы. Это памятник Демидову с сыном.

Демидов в римских одеждах. слева сидит обнаженная девушка. наверное сестра. ))) к памятнику мы еще вернемся )))

Династия русских горнопромышленников Демидовых была известна своей благотворительностью. Они часто и подолгу жили за границей и не скупились на пожертвования. За это им ставили памятники, называли их именем площади, отливали медали в их честь. Зарабатывать в России, а тратить в Европе, было принято еще и в царские времена. увы.

За вклад в фасад культуру Флоренции, на одном из красивейших и знаменитейших соборов мира — флорентийском Санта Мария дель Фьоре, есть герб Демидовых.

Ещё в 1587-1588 годах было принято решение о строительстве нового фасада. Старый фасад, существовавший только на уровне первого яруса, демонтировали. Был объявлен конкурс, однако до середины 19 века работы так и не были начаты. То не было денег, то попечительские советы раздирали скандалы. Только в 1871 году в новом конкурсе на право проектирования фасада победил Эмилио де Фабрис. Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств. Ведь надо же когда-нибудь закончить это строительство!

Вот тогда Павел Павлович Демидов и передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Такую крупную, что его герб поместили на почётном месте. (К сожалению, найти размер суммы мне не удалось). Работы были начаты в 1876 году и закончены в 1887. И появился этот великолепный, потрясающий неоготический фасад из разноцветного мрамора — белого, зеленого и красного, украшенный скульптурами и резными орнаментами. И немалая заслуга в этом Павла Петровича Демидова.

Герб Павла Демидова — князя Сан-Донато, представляющий сбой щит, разделенный на четыре части, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого — три рудоискательных лозы, а в нижней — молот. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции — серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции. Находится он на самом почетном месте. Первым справа от входа в Собор.

Демидов в предместье Флоренции купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступил к строительству виллы, которую впоследствии его сын — Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию. Несколько поколений семьи Демидовых жили на этой вилле и занимались благотворительностью во Флоренции. "Самый щедрый в Италии благотворитель" — так назвал Николая Демидова Стендаль. Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, он построил школу (она существует и сейчас и носит имя Демидовых), больницу, дома для престарелых и детей-сирот.

Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени — Piazza Niccola Demidoff на набережной Арно.

Чем-то на Путина похож. Наверное работоспособностью и авторитетом. Про сестру у ног. эта фигура, сидящая с лавровым венком у ног Демидова, символизирует Признательность населения Флоренции. Мол. все что можем. лучшее готовы отдать. только делай взносы.

По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры – Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь. Какая именно Сибирь не узнал. Ни от одной из них мороз по коже не пробирает.

Рядом набережная. все красиво. Но туристы проходят и никто не видит, что памятник русскому меценату. Думают какому-то местному императору. Умеют итальянцы ставить памятники русским. Поставить бы вот так памятник Юлию Цезарю в Москве. в русском шлеме, с булавой и на добром русском коне. )))) а низенько на монгольском (шоб никто не догадался) написать кому именно. Но Юлий Цезарь на Россию не тратился.

Читайте также  Тату статуи Свободы как приверженность идеалам демократии

Во Флоренции им были открыты дешевые столовые для бедных, приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. В 1880 г. в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре и был помещен фамильный герб Демидовых (см. выше).

Его сын Анатолий, которого называли "король малахита", подарил Николаю I в 1835 году грандиозную малахитовую ротонду. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. Несколькими годами позже безвозмездно передал в казну 15 тонн отборного малахита для сооружения колонн и пилястр строящегося Исакиевского собора. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато, он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире. Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам. Жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, он заказывает грандиозное полотно "Последний день Помпеи", о плачивает его, показывает сначала в Риме, потом в Милане и Париже, а затем привозит его в Петербург и дарит Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст его в Академию художеств и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получила бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время было двадцать лет!

Женился он в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, родственницы Николая I. Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, но (!) Николай I носить ему в России его не разрешил.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830—33 г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото (С)

Достопримечательности Флоренции

Что общего у Леонардо, Боттичелли, Джотто и Микеланджело? Флоренция! А что общего у искусства, виноделия и фантастической гастрономии? Тоже Флоренция! Рассказываем, что посмотреть в одном из самых прекрасных (Firenze по-итальянски означает «цветущая» или «процветающая») городов Италии.

7,2 тыс.
2
7 минут чтения

Содержание

Санта-Мария-дель-Фьоре — главный собор города.

Галерея Уффици — один из лучших музеев Европы.

Палаццо Питти — роскошный дворец аристократии с коллекциями интересностей.

Сады Боболи — райские сады в центре города.

Понте-Веккьо — исторический мост с магазинами антиквариата.

Галерея Академии — Давид Микеланджело в оригинале.

Площадь Микеланджело — восхитительный вид на город совершенно бесплатно.

Вилла и сады Бардини — ещё одни прекрасные сады. Для тех, кто уже был в садах Боболи.

Площадь Синьории — бесплатный музей под открытым небом.

Музей Барджелло — огромная коллекция скульптур великих мастеров.

Санта-Мария-дель-Фьоре

История: флорентийский Дуомо строился около 150 лет под началом шести разных архитекторов. Роскошный купол собора — самый большой в мире, и только на его строительство ушло 15 лет.

Почему стоит посетить: когда путешествуешь по Италии, посетить Дуомо в каждом городе — это такой особенный челлендж. Иначе, можно сказать, ты и в Италии не был. Cанта-Мария-дель-Фьоре — один из самых красивых соборов мира, так что упустить такое просто нельзя. На стенах — фрески итальянских художников, а в глубине храма захоронены Джотто и Брунеллески — одни из создателей шедевра.

Время работы: с понедельника по среду — с 10:30 до 17:00, в четверг — с 10:30 до 15:30, в субботу — с 10:30 до 16:45, а в воскресенье — с 13:30 до 18:00.

Стоимость: вход в собор бесплатный. Чтобы подняться на смотровые площадки и посмотреть местный музей (конечно же, тут, как и по всей Флоренции, тебя ждут шедевры Микеланджело!), придётся заплатить 16 € (≈ 1130 руб.).

Как добраться: Дуомо расположен в самом центре города, а его купол видно практически отовсюду.

Галерея Уффици

История: галерея была построена в XVI веке по заказу герцога Тосканы Козимо I Медичи, для её сооружения пришлось снести несколько старинных зданий. Козимо также попросил провести секретный коридор, соединяющий галерею с Палаццо Питти и Садами Боболи. Изначально здесь хранилась частная коллекция благородного семейства Медичи, а открыта для посещений галерея стала только в 1769 году.

Почему стоит посетить: у тебя на это по крайней мере пять (а на самом деле просто миллион) причин: «Рождение Венеры» и «Весна» Боттичелли, «Венера Урбинская» и «Флора» Тициана, автопортрет Рафаэля. Это только часть огромного списка знаменитых работ, которые нужно увидеть хотя бы раз в жизни.

Время работы: со вторника по пятницу — с 8:15 до 18:50. По понедельникам закрыто.

Стоимость: 20 € (≈ 1400 руб.).

Как добраться: 10 минут пешком от Дуомо (по Флоренции нужно только гулять!).

Палаццо Питти

История: дворец предназначался для банкира Луки Питти — соперника семейства Медичи, который во всём старался их перещеголять. Поговаривают, что преступники и бездомные, искавшие убежища, приходили ко дворцу и помогали в его строительстве. Правда, Питти в скором времени разорился, и во дворец переехали сами Медичи.

Почему стоит посетить: во-первых, чтобы увидеть, как роскошно жила аристократия того времени — итальянские интерьеры — это всегда фантастика. Во-вторых, чтобы в очередной раз, пока ты во Флоренции, посмотреть на работы великих художников.

В Палаццо Питти есть живопись Ван Дейка, Рубенса, Тициана, Караваджо, Боттичелли и других. В музее также выставлены драгоценности, одежда и даже автомобили знаменитых герцогов и королей.

Время работы: со вторника по пятницу — с 8:15 до 18:30. По понедельникам закрыто.

Стоимость : 16 € (≈ 1130 руб.).

Как добраться : 15 минут пешком от Дуомо через Понте-Веккьо (старый мост), с которого открываются волшебные виды на реку Арно.

Сады Боболи

История: строение садов было заказано женой Козимо I Медичи — Элеонорой Толедской. Элеонора хотела сделать лучшие в мире сады, и ей это удалось — даже Версаль был сконструирован по образцу садов Боболи.

Почему стоит посетить: музей под открытым небом, от красоты которого действительно могут заболеть глаза (остерегайся!). Повсюду скульптуры, цветы и фонтаны, кажется, что ты попал в какую-то волшебную сказку. А ещё здесь очень любил гулять Достоевский со своей женой.

Обрати внимание на древний амфитеатр, в центре которого расположен обелиск, он принадлежал семейству Медичи, а также на фонтан Вакха, в центре которого изображён толстый мужчина на черепахе: это шут Козимо Медичи.

Время работы: в апреле, мае и сентябре — каждый день с 8:15 до 18:30. Зимой парк работает до 16:30, в октябре и марте — до 17:30, летом — до 19:30.

Стоимость: 10 € (≈ 730 руб.).

Как добраться: сады находятся в минуте ходьбы от Палаццо Питти.

Понте-Веккьо (старый мост)

История: единственный мост через реку Арно, уцелевший после атаки отступающих немецких войск в 1944 году. Понте-Веккьо, какой он есть сейчас, был построен в 1345 году, до него на этом месте был ещё более древний мост — 972 года постройки.

Почему стоит посетить: с моста открывается волшебный вид на реку Арно и другие пересекающие её мосты. Он усеян магазинчиками, в которых продают антиквариат, ювелирные украшения и разные интересные предметы ручной работы — идеальное место для покупки ценного сувенира.

В магазине Bernardo Antichità можно, например, купить украшения XIX века. Цены соответствующие (от 1000 € / ≈ 73 000 руб.), но для особого случая подарок совершенно незабываемый.

Время работы: мост открыт круглосуточно, а магазинчики начинают закрываться около 19:00.

Стоимость: прогулка бесплатно. Покупки — от 20 € (≈ 1400 руб.) и до бесконечности.

Как добраться : 10 минут пешком от Дуомо.

Галерея Академии

История: первая академия живописи в Европе появилась именно во Флоренции в XVI веке. До сих пор сюда мечтают попасть все будущие художники, ведь учиться тут — огромная привилегия. Особенно потому, что у Академии есть собственная галерея, в которой собраны оригиналы известных скульптур, с которых можно делать зарисовки.

Почему стоит посетить: ради статуи Давида Микеланджело, которую каждый хотя бы раз в жизни должен увидеть. Не копию, не фото в интернете, а настоящую статую Давида Микеланджело!

Время работы: со вторника по пятницу — с 8:15 до 18:50. По понедельникам закрыто.

Стоимость: 12 € (≈ 850 руб.).

Как добраться: пять минут пешком от Дуомо.

Piazzale Michelangelo (Площадь Микеланджело)

История: площадь появилась в 1869 году благодаря перестройке Флоренции. Здесь же установили копию статуи Давида (да, снова он!). Чтобы перенести её на вершину холма, потребовалось девять пар быков!

Читайте также  РимТОП 20 лучших достояний Вечного города

Почему стоит посетить: ради фантастической (и совершенно бесплатной!) панорамы. Захвати бутылочку вина, распей вместе с любимым или друзьями, наслаждаясь незабываемым видом на город.

Время работы: круглосуточно.

Стоимость: бесплатно.

Как добраться: тут придётся попотеть — площадь расположена на холме , к которому ведут сотни ступенек, так что подъём будет довольно утомительным. Но оно того стоит. От Дуомо придётся идти 27 минут пешком .

Вилла и сады Бардини

История: благоустройство сада началось в XVI веке под руководством аристократического семейства Моззи. Вилла же появилась только в XIX веке. Позже сад и вилла были выкуплены арт-дилером Стефано Бардини.

После его смерти в 1913 году вилла и сады пришли в полное запустение, но итальянское правительство не могло оставить такой беспредел без внимания. И уже в 2000 году было принято решение восстановить местность (да, это ирония).

Почему стоит посетить: если сады Боболи для тебя слишком мейнстримно, отправляйся на виллу Бардини, окружённую не менее красивыми садами. Тут разбиты прекрасный английский сад и розарий, а ещё тебя ждёт замечательный вид на город.

Время работы: с 10:00 до 19:00 каждый день, кроме понедельника.

Стоимость : 10 € (≈ 700 руб.).

Как добраться: 11 минут пешком от Садов Боболи.

Площадь Синьории

История: одна из самых известных площадей города. С XII по XVI век здесь проходила вся политическая жизнь Флорентийской республики (включая различного рода увеселительные мероприятия, например казни).

Почему стоит посетить: площадь Синьории — музей под открытым небом. Здесь собраны копии известных скульптур, включая… (да, ты угадал!) Давида работы Микеланджело. Оригинальная работа, расположенная на площади, — фонтан Нептуна, созданный одним из самых знаменитых флорентийских скульпторов — Бартоломео Амманати.

Время работы: круглосуточно.

Стоимость: бесплатно.

Как добраться: пять минут пешком от Дуомо.

Музей Барджелло

История : как это обычно и складывается, раньше дворец Борджелло был бараками, потом тюрьмой, а с 1865 года стал музеем.

Почему стоит посетить: здесь собрана обширная коллекция скульптур, многие из которых были созданы Микеланджело и Амманати. Множество работ из древней Византии и Рима и, конечно же… Давид. Но нет, не Микеланджело, а Андреа Верроккьо.

Время работы: со вторника по субботу — с 8:15 до 13:50. В воскресенье и понедельник закрыто.

Стоимость : 7,5 € (≈ 530 руб.).

Как добраться: шесть минут пешком от Дуомо.

Флоренция — город, где количество искусства на каждый квадратный метр просто зашкаливает. Просто иди в любом направлении от Дуомо, и где-нибудь увидишь если не Давида и его копию, то ещё миллионы прекрасных работ.

Старейшая аптека во Флоренции – Санта-Мария-Новелла

Старинная аптека Санта Мария Новелла (Farmacia di Santa Maria Novella) входит в число самых интересных и необычных мест во Флоренции. Достопримечательность не оставляет равнодушными посетителей любого возраста.

Оказавшись в роскошных залах аптеки, поражающих обилием позолоты, лепнины и фресок, гости получают истинное удовольствие, погружаясь в многовековые секреты итальянской фармацевтики и парфюмерии.

Как найти достопримечательность

Легендарная аптека Санта Мария Новелла расположена в северо-западной части города, по адресу: Via della Scala, 16, в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала.

Адрес аптеки Санта Мария Новелла во Флоренции

Неприметный центральный вход выглядит внешне как обычный подъезд в здании старого палаццо. Когда-то аптека входила в архитектурный ансамбль одноименного монастыря, находящегося при базилике Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella), главной доминиканской церкви Флоренции.

Посещение достопримечательности абсолютно бесплатно. Часы работы: с 9:00 до 20:00.

  • Официальный сайт на русском языке: www.smnovella.com/ru/

Историческая справка

Храмовый комплекс, в стенах которого находилась небольшая лечебница, включал в себя также великолепный сад, где выращивались ценные растения и целебные травы для производства всевозможных снадобий. Хотя деятельность монастыря прекратилась в XIX веке, аптека сохранилась, продолжая функционировать как мастерская парфюмерных искусств и фармакологии.

В течение более четырех столетий, вплоть до наших дней, старейшая аптека Флоренции остается действующим коммерческим предприятием.

Одно их первых документальных свидетельств, подтверждающих продажу розовой воды, изготовленной монахами доминиканского ордера, относится к 1381 году. Ароматный лосьон пользовался большой популярностью у жителей Флоренции, применявших его как эффективное дезинфицирующее средство особенно в период эпидемий чумы.

К 1590 году при монастыре развернулась настоящая алхимическая лаборатория. Здесь непрестанно велась работа по созданию более сложных формул лекарственных смесей и парфюмерно-косметической продукции.

Приготовленные зелья использовались не только для нужд монастырской больницы, но и всех желающих. В 1600 году слава о чудодейственных средствах, изготовленных братьями-проповедниками, распространилась далеко за пределы Флоренции, достигнув со временем такие далекие страны как Россия, Индия и Китай. Спустя несколько лет началась официальная коммерческая деятельность аптеки, которая к тому моменту функционировала более автономно от монастыря.

Так, 1612 год стал датой основания фармацевтического дома Санта Мария Новелла (Officina Profumo Farmaceutica di Santa Maria Novella), который возглавил монах, ученый и алхимик Анджоло Маркисси (Angiolo Marchissi).

Предприятию покровительствовал сам Фердинанд II Медичи (Ferdinando II de Medici). Великий герцог Тосканский выделял огромные средства на развитие флорентийской фармацевтики и парфюмерной промышленности. Анджоло Маркисси получил звание придворного аптекаря, и позже, в 1657 году сыграл немаловажную роль в основании флорентийской Академии дель Чименто (Accademia del Cimento), первого научного общества в Европе, занимавшегося, в том числе, и химико-фармацевтическими вопросами.

Фердинанд II Медичи даровал аптеке семейный герб с изображением святого Петра. Ценная реликвия, представляющая собой настоящее произведение искусства, выполненное итальянским художником Маттео Россели (Matteo Rosselli), до сих пор украшает интерьер одного из залов. При покровительстве правителя Флоренции в 1659 году аптеке был присвоен почетный статус Фармацевтической лаборатории Его Королевского Величества (Fonderia di Sua Altezza Reale).

Во второй половине XVIII века руководство предприятием возглавил монах-доминиканец Козимо Бучелли (Cosimo Bucelli). Его авторству принадлежат многие оригинальные рецепты лекарственных и косметических средств. Козимо Бучелли вошел также в историю благодаря созданному им сборнику под названием «Секреты фармацевтической лаборатории Его Королевского Высочества». Уникальная книга была опубликована в 1743 году.

Правительство, возглавляемое Наполеоном Бонапартом, национализировало все имущество, принадлежавшее доминиканскому монастырю. Так в 1808 году аптека перешла в собственность государства, а ее управляющим стал брат-послушник Томмазо Валори (Tommaso Valori). Впоследствии он выкупил предприятие у французского правительства, и передал его монахам доминиканского ордера. Томмазо Валори создал проект по расширению центрального входа с улицы Via della Scala и задумал перестройку капеллы Сан-Никколо (Cappella di San Niccolo), одного из помещений, в котором располагалась аптека.

Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1847-1854 годах под руководством уже нового управляющего, монаха Домиано Бени (Damiano Beni). Капелла Сан-Никколо была преобразована в просторный торговый зал. В начале XX века аптека перешла в собственность семьи Стефани (Stefani) после того, как Чезаре Аугусто (Cesare Augusto), племянник Домиано Бени, арендовал предприятие в 1866 году, а потом выкупил его. С тех пор сменилось не одно поколение владельцев, все они ревностно оберегали традиции производства, налаженного несколько веков назад.

  • Советую почитать про: базилику Санта-Мария-Новелла

Помещения аптеки

Заходя в аптеку Санта Мария Новелла, посетители попадают первым делом в большой Торговый зал (Sala di Vendita), служивший первоначально капеллой Сан-Никколо, фамильной часовней знатного флорентийского рода Аччайоли (Acciaioli). Когда в XVIII веке был сооружен центральный вход со стороны улицы Via della Scala, помещение стало использоваться как склад. В результате фрески, украшавшие стены и своды капеллы, подверглись разрушению. Реставрационные работы, проводившиеся в 1848 году, позволили восстановить художественную роспись, выполненную итальянским живописцем Паолино Сарти (Paolino Sarti).

Зелёный зал

Светлое и просторное помещение Зеленого зала (Sala verde), предназначенное для ведения коммерческой деятельности, было построено в 30-х годах XIV века.

Широкие окна выходят в монастырский сад. Когда-то здесь стояли плиты, печи и прочее оборудование, необходимое для производства лекарственных и ароматизированных средств. В XVIII веке Зеленый зал служил местом для приема почетных гостей, которых непременно угощали горячим шоколадом и изысканными деликатесами, приготовленными монахами-доминиканцами. На стенах висят портреты всех без исключения управляющих предприятием, с момента его основания до настоящего времени.

Зал старинной аптеки

Зал старинной аптеки (Sala dell’Antica Spezieria) выполнял функцию главного торгового помещения в период с 1612 до 1848 годы.

Посетители могли попасть сюда, пройдя через Большой монастырский двор (Chiostro Grande di Santa Maria Novella), массивные ворота которого были изготовлены по проекту итальянского скульптора и архитектора Маттео Ниджетти (Matteo Nigetti). Сводчатый потолок украшен позолоченной лепниной, выполненной мастерами XVIII века. Роскошь интерьера подчеркивают старинные резные шкафы из натурального дерева с эффектными декоративными элементами.

Ризница

Ризница (Sacrestia) капеллы Сан-Никколо когда-то называлась «Водной комнатой» (Stanza delle acque).

Со второй половины XVII века здесь располагался цех по производству парфюмерной продукции. В помещении ризницы стояли емкости с дистиллированной водой. Особый интерес представляет убранство комнаты: все стены декорированы старинными фресками, относящимися к 1385-1405 годам. Автор художественной росписи, изображающей евангельские сцены земной жизни Христа, – итальянский живописец Мариотто ди Нардо (Mariotto di Nardo). Увидеть произведение мастера стало возможным благодаря реставрационным работам, выполненным в 2012 году.

При аптеке Санта Мария Новелла работает музей, красноречиво повествующий о тайнах старинной производственной лаборатории. В число экспонатов входят причудливые медные и бронзовые приспособления, керамическая и фарфоровая посуда и многие другие интересные вещи.

Онлайн магазины

Аптека Санта Мария Новелла имеет официальные онлайн-магазины в десятках стран мира и сразу к себе домой, с полным списком можно ознакомиться на страничке www.smnovella.com/ru/store_locator

Читайте также  Два хвостика для малышки

Сегодня любой желающий может заказать продукцию аптеки прямо к себе домой, но, конечно лучше приехать во Флоренцию и увидеть всё воочию.

Базилика Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо, построенная в честь Святого Лаврентия, — одна из самых интересных достопримечательностей Флоренции. Внешне она выглядит довольно строго, если не сказать сурово, но внутри взгляду туристов открывается другой мир — с изящной колоннадой, красочным расписным куполом, благородным мрамором и позолотой. Здесь покоится несколько поколений рода Медичи, навеки вписавшего себя в историю старинной Италии. Здесь можно увидеть работы Микеланджело, Донателло и Брунеллески.

Базилика Сан-Лоренцо

Историческая справка

Нередко базилику Сан-Лоренцо называют одной из старейших во Флоренции. Это связано с тем, что история храма тянется еще с 4 века, хотя его нынешний облик появился намного позже.

Изначальную церковь в романском стиле построили в 393 году, она и тогда была посвящена Святому Лаврентию. Также в течение более чем двух столетий в ней хранились мощи Святого Зиновия. И, поскольку эта церковь была крупнейшей в городе на то время, она носила гордое звание кафедрального собора вплоть до 7 века.

Первой серьезной перестройке здание Сан-Лоренцо подверглось в 1059 году, но ее результаты мы можем лишь представить по описаниям. Более масштабные работы, которые придали храму близкий к современному вид, начались в 1421 году, когда базиликой заинтересовался Джованни Медичи.

Базилика Сан-Лоренцо

Известный банкир и меценат выделил средства для расширения небольшой церквушки, где были погребены члены его семьи, а именно — для строительства здания Старой Ризницы. Проектом занялся уже знаменитый к тому времени архитектор Филиппо Брунеллески. Здесь он впервые воплотил в жизнь центрическую композицию, которая позже стала классикой ренессанса. Именно Брунеллески мы во многом обязаны той легкостью, ясностью, гармоничной простотой, что отличают интерьер базилики Сан-Лоренцо.

Базилика Сан-Лоренцо

Работы над Старой Ризницей завершились в 1428 году, и архитектор планировал приступить к реконструкции всего храма. Однако этим планам не суждено было сбыться — с кончиной Джованни Медичи закончились и средства на строительство.

Новый этап реконструкции церкви Сан-Лоренцо начался спустя 12 лет под руководством архитектора Микелоццо, и опять-таки с подачи знаменитого итальянского семейства. Следующим спонсором стал сын Джованни — политический деятель Козимо Медичи. Он финансировал дальнейшую перестройку храма, завершившуюся к 1461 году (и спустя три года сам нашел покой в этих стенах).

После еще одного перерыва в 1518 году об отделке базилики Сан-Лоренцо задумался Папа Римский Лев Х. Как несложно догадаться, и он принадлежал к тому же роду. В это время к работам подключился Микеланджело Буонарроти, которому поручили вначале отделку фасада, а после строительство Новой Ризницы и оформление надгробий. С фасадом дело не задалось ввиду серьезных разногласий между мастером и его высокопоставленным заказчиком, а вот Новая Ризница и надгробные скульптуры стали важной вехой в творчестве Микеланджело.

Базилика Сан-Лоренцо

Также в 15 веке базилика Сан-Лоренцо приобрела две бронзовые кафедры: над ними трудился Донателло. А в 17 веке здесь появилась Капелла Принцев с роскошным расписным куполом — между прочим, вторым по величине на территории Флоренции. Последние же доработки этого храма приходятся на 18 век: тогда он стал таким, каким мы видим его в наши дни.

Что посмотреть

Если посмотреть на карту базилики Сан-Лоренцо, несложно заметить, что она имеет вид креста с расположенными по бокам Старой и Новой Сакристиями (ризницами). Несмотря на то, что строительство и отделка всех частей храма производилась в разное время, внутри он оставляет впечатление гармоничного целого — как вживую, так и на фото.

базилика Сан-Лоренцо

Старая Сакристия

Эта ризница знаменита своим внутренним убранством, над которым поработал Донателло. Здесь можно увидеть медальоны и барельефы руки мастера, а также уникальный потолок со звездным небом. Интересно, что на нем в точности отражено расположение звезд, каким оно было в ночь на 4 июля 1442 года. В этой части базилики Сан-Лоренцо похоронены Джованни и Пьетро Медичи, их надгробья также являются произведениями искусства — над ними работал известный скульптор Верроккьо.

Новая Сакристия

Многие приезжают в Италию, и конкретно во Флоренцию, именно для того, чтобы увидеть работы великого Микеланджело на саркофагах Новой Ризницы. Часть базилики Сан-Лоренцо, называемая капеллой Медичи, считается одним из самых весомых его творений. Мастер проработал над капеллой около 15 лет, создав несколько аллегорических фигур, символизирующих разные поры жизни.

Базилика Сан-Лоренцо

Один из саркофагов украшают скульптуры «Утро» и «Вечер», а напротив разместились «День» и «Ночь». В центральной же части у стены можно увидеть группу «Мадонна и младенец». Кстати, при оформлении ризницы новатор Микеланджело пошел против общепринятых правил, согласно которым гробницы обычно размещались в центре помещения, а не по периметру.

Базилика Сан-Лоренцо, Микеланджело

Капелла Принцев

Одно из самых красивых мест базилики — восьмиугольное строение с величественным куполом, расписанным Пьетро Бенвенути. Внутри капелла облицована мрамором, украшена старинными гербами герцогов Тосканских, а высокие окна под самым потолком освещают красочную роспись. К сожалению, здесь были установлены не все запланированные скульптуры, но можно увидеть статуи Козимо Медичи и короля Фердинанда I.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false»
data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>
#gallery-6850-6853″ nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen gallery-6850-6853″ nav=»thumbs» allowfullscreen=»native» nav=»thumbs» allowfullscreen=»native gallery-columns-0 gallery-size-thumbnail»>

Библиотека Лауренциана

Интерьер старинной библиотеки, где хранится Библия времен 8 века, – еще одно творение Микеланджело. Особое внимание обычно привлекает лестница, имитирующая потоки горячей лавы. Но уникальность отделки, к которой приложил руку великий мастер, соперничает здесь со столь же уникальным содержанием. Кроме Библии в библиотеке Святого Лаврентия находятся исторические рукописи, а также старейшая энциклопедия Naturalis Historia.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false»
data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>
#gallery-6847-6848″ nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen nav=»thumbs» allowfullscreen gallery-6847-6848″ nav=»thumbs» allowfullscreen=»native» nav=»thumbs» allowfullscreen=»native gallery-columns-0 gallery-size-thumbnail»>

Как добраться

Базилика Сан-Лоренцо расположена в центре города на одноименной площади, хотя это место и не является самым привлекательным с точки зрения туризма.

Точный адрес: Piazza di San Lorenzo, 9. Телефон: +39 055 214042.

Автобус:маршрут № C1 до остановки San Lorenzo или Cappelle Medicee.

Пешком:за 10 минут можно дойти до Базилики от ж/д вокзала.

Базилика Сан-Лоренцо на карте

Входной билет

Для жителей Флоренции проход в церковь Сан-Лоренцо бесплатный, а вот туристам придется купить билет:

    Для осмотра самой базилики — 6 евро (

Кроме флорентинцев посетить храм-музей бесплатно могут дети до 11 лет, лица с инвалидностью и гиды туристических групп (во время выполнения своих обязанностей).

Время работы

Базилика Святого Лаврентия открыта: с 10:00 до 17:30, однако кассы закрываются на полчаса раньше. Зимой воскресенье — выходной день. Но в теплое время года с начала марта по конец октября храм-музей работает и по воскресеньям с 13:30 до 17:30.

У капеллы Медичи свой график: с 8:15 до 15:30, однако день ото дня он может меняться. Библиотека Лауренциана работает: пн, ср, пт — с 8:00 до 14:00, вт и чт — с 8:00 до 17:30 (за полчаса до закрытия новые посетители не пропускаются).

Планируя экскурсию, лучше уточнить актуальное время работы и цену билетов на официальных сайтах:

  • Базилика Сан-Лоренцо: operamedicealaurenziana.org
  • Капелла Медичи: cappellemedicee.it
  • Библиотека Лауренциана: bmlonline.it

Как видите, чтобы гарантированно попасть во все интересные места, стоит планировать экскурсию на утро. Тем более, в этом случае у вас останется предостаточно времени для осмотра «соседних» достопримечательностей: всего в 300 метрах от базилики Сан-Лоренцо находится собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где тоже можно сделать потрясающие фото. Чуть дальше расположен ботанический сад Джардино-дей-Семпличе и красивейший сад Джардино-делла-Герардеска. Таким образом, осмотр архитектурных красот можно совместить с наслаждением природой солнечной Флоренции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: