История одной счастливой росписи стены

Как крестьяне северной Руси расписывали интерьеры домов?

Возможно, один из главных признаков, отличающих человека от животного — это непонятная потребность в совершении ненужных действий, в сотворении красоты и украшательстве своей ойкумены. Древнейшие памятники мирового искусства показывают, что первобытный человек старался внести в мир свою личную гармонию, украшая стены пещер, одежду, высекая на камнях рисунки. И такая потребность будет с нами всегда, пока человечество не исчезнет.

Совершенно ничем в потребности творить красоту не отличался и русский человек.

К сожалению, время забрало практически все примеры народного искусства, а то, что осталось — сущая малость.

Некогда достаточно распространённая интерьерная роспись жилых домов сохранилась в единичных экземплярах, да и то, большей частью, в запасниках музеев. Во второй половине 20 века существовавшие комплексы таких росписей были либо закрашены и выброшены хозяевами за ненадобностью, либо вывезены «любителями старины» в частные коллекции.

Найти сейчас нетронутый дом, в котором на своём исконном месте стоит расписной голбец, двери и мебель — огромная удача. Вот такой дом, практически совершенно случайно, попался мне на глаза во время одной из поездок в Архангельскую область.

Но когда и как эта художественная традиция зародилась?

Да очень давно она зародилась, но надо понимать, что все сведения , которые дошли до наших дней, касаются исключительно описания различных княжеских и боярских хором. Так, историк Н.Костомаров, описывая жизнь русского народа в 16-17 веках, отмечал : «На фронтонах и на стенах около окон делались разные изображения: линейки, листья, травы, зубцы, птицы, звери, единороги, всадники на конях и прочие. В 17 веке начало входить во вкус расписывать потолки, а иногда и стены».

На какие сведения опирался Николай Иванович, так ярко живописуя русские дома, совершенно непонятно. Но домовые росписи, безусловно, существовали — в документах 17 века немало найдено упоминаний о «травниках» — бытовых живописцах, занимавшихся декоративной росписью по дереву и ткани.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, по словам Симеона Полоцкого, украшало « множество цветов живописанных и остро хитрым длатом изваянных». А чердачные окошки царского дворца в Кремле были щедро украшены «розными цветами красками снаружи с двух сторон».

В челобитной царю Алексею травник А.Тимофеев и иконописец Г. Иванов рекли о работах своих: «Церковь писали, и Оружейную палату писали, и на кормовом дворце доски прянижные писали, и кадки яищные травами писали, и столы травами писали ж, решетки, и шесты писали. И в церкви двери и тябла травами писали, и государю Царевичу доски прорезные писали, и болванцы шапошные травами писали, и на Воробьёвых горах трубы и печи писали и в Преображенском трубы и печи писали».

В тексте инструкции для бытовых живописцев 17 века прямым текстом перечисляются предметы, что подвергались росписям: «Аще много писма по дереву писати со всякими красками — всё яйцо с белком и желтком мешать. А писать: блюда, тарелки, ложки и стаканы, посошники, солонички, ящики, ларчики, зеркальные доски, рамы и столы, поднос и чашки и кровать или ино что и потом олифить, будет светло и хорошо».

Но то всё у бояр да царей, в крестьянском же доме допустить что-либо подобное будет сложно, и вот почему — оконное стекло в промышленных масштабах начало производиться в России только в конце 18 века, и лишь богатые крестьяне могли позволить себе иметь в доме одно косящатое окошко, в котором были вставлены стекло или слюда. Большинство же домов простолюдинов имело лишь волоковые окна и царил в них мрак.

Не было до первой половины 19 века и доступных пиленых досок, которыми можно было бы обшивать стены, а рисовать на ребристой закопчёной бревенчатой поверхности в голову бы никому не пришло.

Поэтому глупо фантазировать, что крестьянские росписи — тысячелетняя традиция, а вот узнать, какими годами датированы самые старые дома, имеющие их, интересно. На Северной Двине и на Урале зафиксированы два дома с самой простейшей росписью и оба они, по странному совпадению, построены в 1853 году. В Поважье дом 1856 года в Усть-Паденье имел рисунки. Два дома в Поонежье (Першлахта и Пачепельда), построенные в 1860 и 1867 году, соответственно, были украшены простейшей живописью.

Откуда же взялись эти рисунки и откуда перекочевали на стены жилищ? Дать точный ответ не представляется возможным, ибо украшенных предметов, окружавших крестьянина того времени было предостаточно: раскрашенная посуда и предметы быта, лубочные картинки, сундуки, коробья, миниатюры книг и рукописей, рекламная продукция различных товаров, ткани. Нельзя забывать и о щедро украшенных росписями предметах культа — это иконостасы, фрески, свечные столы, клиросы, «тощие свечи» и двери.

Живописных предметов русского крестьянина окружало много, а с появлением «белых» печей и корпусной мебели появились и плоскости, на которых можно рисовать. Оставалось дело за малым — найти мастера, который и рисовать умел, и краски имел. И такие люди, конечно, появились.

С изменением экономической модели ведения хозяйства с натурального на товарно-денежное огромные массы людей снялись с мест своего проживания и начали искать заработок в городах и других губерниях. Трудно понять почему, но нишу малярного ремесла прочно заняли выходцы из Костромской и Вятской губерний — ежегодно десятки тысяч человек оттуда разъезжались по всей стране и занимались покраской чего бы то ни было. Немало было среди них и тех, кто брался не только красить однотонно стены, но и украшать их рисунками и орнаментами. Разнося семена новой живописной моды, «отходники», конечно, плодили и подражателей, да порой таких, что на голову превосходили «учителей».

Невозможно сейчас точно сказать, дали ли костромские и вятские отходники толчок к появлению домовых росписей на Севере, или их появление было самостоятельным и просто пришло такое время, когда мода на домовые рисунки стала востребованной и зарождение — закономерным. Семена новой моды упали на щедро удобренную почву, ведь за столетия до этого момента Русский Север уже был крупнейшим производителем художественной, ювелирной, медеплавильной, иконописной и резной продукции.

Многие местные «маляры», безусловно, имели уровень много выше, чем у тех, кто приходил туда со своими кистями и красками. Тем не менее, пришлые художники «принесли на патриархальный Север новые художественные предложения, яркую раскраску, маховую кистевую роспись фасадов и интерьеров крестьянских домов» (Иванова Ю.Б. « Кистевые росписи по дереву Вологодской губ. второй пол. XIX — нач. XX веков»)

Было какое-то не совсем понятное разделение художественных ниш — мощная традиция росписей прялок и предметов быта существовала на Уфтюге, в Мокрой Едоме, на Северной Двине и Ваге, но в интерьерных росписях никакие черты местных художественных традиций практически не прослеживаются, а наоборот, всегда выполнены в свободно-кистевой технике «отходников». Достаточно много сохранилось подписей народных художников на мебели и голбцах, и почти всегда это имена вятичей и костромичей.

К концу 19 века популярность домовой росписи достигла своего пика:

«. любовь к узору чувствуется и по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, — все, где только можно было красить» (И.Я. Билибин),

«…особую красоту избе придают высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами… яркая оригинальная раскраска по подзорам, охлупням, конькам, подкрылкам, ставням, наличникам… Ставни окон расписаны деревьями, травами, узорами, изредка фигурами животных. » (Ф.Н. Берг).

«Нигде в другом месте края мне не приходилось видеть столько народной росписи. Сказался малярный отхожий промысел. Опечек, голбец, посудник, филёнчатый шкафчик, люлька и т.д. нередко расписаны цветами, вазами с цветком и птичкой, львами и проч. В одной деревне имеется на воротах двора в четырёх клеймах любопытное изображение львов и коней, а на двери крыльца — фигура солдата с обнажённой шашкой. Надпись гласит: «Не ходи, зарублю!» (В.И. Смирнов).

Ходили отходники обычно небольшими артелями, берясь за любую работу по своей специальности. Чаще всего они занимались простой покраской домов, но получив заказ на роспись, брались конечно и за него. Так как мода дело довольно подражательное, то ареалы с домовой росписью существовали порой обособленно друг от друга. Какой-то хозяин побогаче тратился на маляра и вслед за ним его соседи начинали нанимать того же мастера, чтоб и их дом был не хуже чем у соседа. При этом население было довольно консервативно, и народный художник, получив и выполнив заказ, становился в той местности востребован.

Типичным примером подобного «модного художника» был вятич Иван Степанович Юркин, который десятилетиями приезжал на берега Уфтюги и получал там заказы. В итоге житель Вятской губернии Юркин стал законодателем вкусов у местных заказчиков, хотя на самой Уфтюге была очень богата собственная местная традиция росписи прялок и туесов.

Работали отходники быстро, брали за труд не так уж и много, но далеко не всякий крестьянин мог себе это позволить (сохранилась надпись на полатях в доме деревни Смолянка Кич-Городецкого района: «Сей дом принадлежит крестьянину Трофиму Васильевичу. крашен 1895 года июня 25 дня. цена 10 руб. 50 коп.». Примерно, это стоимость пуда сливочного масла, 350 яиц или 30 кило сахара).

У каждого маляра была своя манера и техника — кто-то работал вовсе без грунта, кто-то грунтовал, используя связующим мучной клей, кто-то рыбный, Почти всегда краски использовались масляные, олифу для которых варили прямо во дворе дома непосредственно перед применением. Пигменты были как покупные, так и местные — например, белую глину (каолин) использовали для белильных оживок.

Читайте также  Как подобрать браслет на тонкое запястье?

Каждый мастер придерживался своего стиля, сюжета и цветового решения. Рисунки, как правило, выполнялись в технике свободного кистевого письма, что позволяло накладывать один слой краски на другой, используя как грубые мазки пастозного письма, так и лессировочного. Кроме кистей для нанесения краски использовали «грибы», штампы, дорабатывали форму мазка пальцем или подручным инструментом.

Уровень и качество работ очень разнилось — при поражающей наивности некоторых рисунков все они сделаны профи, просто одни из них были мастерами, ценящими своё имя, а другие простыми халтурщиками. Ох и популярны были в те досюльные времена частушки типа: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской. Пошёл Ванечка домой — тут и красочка долой!»

Тем не менее, не нужно думать, что смешных львов и кривые цветы малевали сами крестьяне — брались за это простые красильщики, которые талантов в себе не обнаруживали, а денежку срубить были не против. Простому домохозяину рисовать было банально нечем — красок в банках не продавали, их нужно было делать самостоятельно, да ещё и покупать дорогие пигменты. Поэтому и было так развито отходничество — ремесленники занимались своим профессиональным делом, используя цеховые знания и секреты.

Дом на фотографиях расписан в 1915 году. Мастер оставил подпись: «1915 красилъ Алексей Вас Гневашевъ». Был ли этот художник местным жителем или заезжим, не понятно. Фамилия Гневашев довольно распространена в соседних деревнях, но по бумагам переписи 1917 года такой человек не значится. То ли Первая Мировая и бурные события тех лет сорвали мужика с родного места, то ли действительно был он таки приезжим.

Техника его типична как раз для костромских отходников, к тому же более подобных рисунков в данной волости не сохранилось.

А может и сохранились. Но кто же пустит в свой дом или расскажет «заезжему», что у него голбец и шкаф-поставец расписан?!

Только сумасшедший. За рисунками этими давно идёт охота — стоят они ой дорого, а полностью сохранившийся интерьер и вовсе по нынешним временам огромная ценность.

Ну и раз уж сегодня мы затронули тему росписи стен, то неплохо было бы немного пройтись по истории вопроса. А история, скажу я вам, весьма интересная. Итак.

В 1879 году в пещере Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер впервые были обнаружены настенные рисунки времен эпохи палеолита. Ученые установили, что на каменных стенах пещеры присутствуют несколько археологических слоев. Самые ранниерисунки были выполнены более 18 тысяч лет назад!

Роспись пещеры Альтамира — древнейшая из найденных наскальных росписей

На потолке пещеры Альтамира более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили более 150 рисунков: бизонов, лошадей, оленей, кабанов и колдунов получеловеческого, полуживотного облика. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими или ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое.

Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать лежа на спине (так говорится в путеводителях). В отличие от более древних наскальных рисунков, выполненных в простейшей контурной манере, изображения в Альтамире имеют темный контур, и закрашены красной и желтой красками с различной силой тональной насыщенности, что придает фигурам объем.

Как рисовали древние художники

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски — черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного — древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого — минералы гематит, пиролюзит и природные красители — охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит), марганца (псиломелан) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца.

Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

История открытия

Росписи пещеры Альтамира — яркий пример монументального первобытного реализма. Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.

История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г в узкую трещину на склоне холма Альтамира попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. Выдающиеся археологи того времени не признали подлинности находок Саутуолы, и в 1888 году, осмеянный и забытый, Саутуола скончался. Только в 1902 г его открытие признали и публично извинились.

Другие пещеры с наскальной живописью

Признание Альтамиры вызвало "цепную реакцию открытий". В 1901 г была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей). В 1912 г в пещере "Трех братьев" (сыновей французского археолога Бегуэна) — рисунки оленей и человека в маске. В 1940 г — непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном.

Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны ) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет).

Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. "Школа живописи" находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела "филиалы" в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе. В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал. В 1990-1991 гг на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей.

Знаменитые художники Греции

Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».

Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела — в телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезались, а писались по мрамору краской. Храмы тоже не были целиком белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.

Зевксис и Паррасий

Самыми знаменитыми в художественной росписи стен были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".
Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто другой. Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетелись клевать ягоды, а народ был в восторге. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: "Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам".

Апеллес и Протоген

У Апеллеса с Протогеном было необычное состязание. Апеллес, желая увидеть картины Протогена, приплыл в Родос и сразу же направился в мастерскую художника, но не застал его дома. Он взял кисть, набрал желтой краски и провел по его стене тонкую-тонкую черту. Вернувшийся Протоген воскликнул: "Только Апеллес мог писать так тонко!" — схватил кисть и провел поверх Апеллесовой черты свою, более тонкую — красную. На другой день опять пришел Апеллес, увидел эту черту и вписал в них еще одну, черную, самую тонкую и тогда Протоген признал себя побежденным. Кусок стены, где состязались два художника, потом вырезали и бережно хранили. В галерее римского императора Августа среди многофигурных мифологических картин этот белый квадрат с тремя цветными линиями казался совсем пустым — и оттого вызывал особенный восторг.

Читайте также  Какие запахи нравятся мужчинам

Когда Апеллеса спрашивали, кто пишет лучше, он или Протоген, Апеллес отвечал: "Владеем кистью мы одинаково, но класть кисть вовремя лучше умею я". Это означало, что слишком долгая работа над картиной бывает вредна. Правилом Апеллеса было: "ни дня без черты!"

Однажды Александр Македонский посмотрел на свой портрет на коне и стал критиковать. А конь Александра посмотрел на нарисованного коня, потянулся к нему и заржал. "Видишь, царь, — сказал Апеллес, — конь твой разбирается в живописи лучше, чем ты".

Роспись стен или как оживить уголок в доме

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Это утверждение как нельзя точно относится и к росписи стен, удивительному, любимейшему мною декору.

Археологи утверждают, что человечество занималось росписью ещё 18 тысяч лет назад, то есть еще до нашей эры. И представьте себе, что эти факты документально подтверждены наскальными рисунками в древних жилищах наших предков. Меня очень радует, что среди древних людей тоже были творческие люди , которым мало было просто найти пищу и тепло, а хотелось еще домашнего уюта в пещере))

Некоторые скажут: а зачем расписывать стены в доме, если можно просто купить фотообои с понравившимся рисунком или покрасить стены в однотонный цвет. Нельзя сказать, что одно хорошо, а другое плохо, вовсе нет! Просто у каждого из нас свой художественный вкус и подход к оформлению.

Ведь одному достаточно украсить стену в доме бумажным постером или афишей, а другой предпочитает настоящую картину, написанную художником, с эмоциями, энергетикой и оригинальностью! Вот и тут также, только постер здесь несет роль фотообоев, а картиной в данном случае считается ручная роспись на стене, персанолизированая и под ваш вкус!

Роспись стен

Пример моей росписи в интерьере

На фото вверху ручная роспись, которую я нарисовала на угловой стене с открытой аркой. Посмотреть видео- рассказ об этой росписи можно на моем Ютуб канале

Получается, что расписная стена- законченная картина большого размера. Как правило, к росписи подходят индивидуально для каждой стены. Но главное ее отличие – оригинальность! Оригинальная роспись обычно создается в результате творческого мышления художника. Наверняка вам приходилось видеть у друзей, знакомых или у знакомых друзей необычный художественный декор.

А вы знаете, что слово оригинальный произошло от латинского originalis, что означает первоначальный, не подражательный, не позаимствованный у других.

Это все замечательно, скажете вы, но можно ли самостоятельно сделать настенную роспись в доме? Этот вопрос задают многие. Да, конечно, но для этого надо иметь хотя бы небольшой художественный опыт, потому что роспись стен своими руками дело маштабное, иногда не удобное. Вот представьте, холст, на котором вы рисуете, можно положить горизонтально или наклонить под удобным для вас углом.

Художественная роспись стен

А с вертикальной стеной все сложнее, придется работать только на вертикальной поверхности. К тому же большой формат работы тоже имеет свои особенности, надо уметь видеть всю роспись целиком, даже рисуя отдельные детали картины на стене.

С чего начинается художественная роспись стен: пошаговая инструкция

Первым делом надо выбрать стену для росписи и подготовить поверхность. В идеале она должна быть ровная, гладкая и однотонная. Кстати, совсем необязательно, чтобы она была белая. Тонированная тоже подойдет, главное, чтобы она удачно сочеталась с оттенками росписи.

По варианту нанесения рисунка роспись может быть трафаретной, это более легкий путь росписи стен своими руками. Трафарет для росписи можно сделать самостоятельно или купить в строительном магазине. Если смотреть с точки зрения оригинальности, или как сейчас модно стало говорить, аутентичности, то авторский трафарет намного лучше, потому что отражает творческое начало.

Роспись стен своими руками

Для изготовления трафарета используется плотная бумага или картон. А из собственного опыта скажу, что лучше всего работать с прозрачным тонким пластиком, на него легко переносить рисунок, он хорошо моется и не размокает от влаги. У трафаретной росписи есть ряд ограничений , но справиться с такой не сложной работой сможет каждый.

Кроме трафаретной, роспись стен может быть художественной, но для ее выполнения потребуются навыки живописи. Если вы чувствуете в себе такой потенциал, можно смело браться за этот вид росписи.

Стену для декора выбрали, теперь придумываем сюжет и цветовое решение. Тут надо обратить внимание на размер стены и освещение. Чтобы роспись выглядела гармонично, стоит учитывать ее параметры относительно помещения, а также дневное и вечернее освещение рисунка.

Если у вас пока нет на примете готового сюжета, интернет вам в помощь. Хотя не рекомендую бездумно копировать чужие рисунки. Придумайте что-то свое или добавьте в понравившийся сюжет дополнительные детали, одним словом, подойдите к процессу творчески. Очень хорошая идея использовать для росписи стен свои авторские фото, это будут и приятные личные воспоминания, и как говорилось ранее, оригинальность.

Роспись стен своими руками

Следующим этапом рисуем эскиз росписи. А вы подумали, что хватит одной фотографии? Нет, настоящие художники любую работу начинают с эскиза! Последние 19 лет я живу на лазурном берегу Франции, вот выше фото- пример. Тут много готовых сюжетов, но, даже я люблю до придумывать, как говорилось ранее, добиться оригинальности, не повторяемости.

Особенно приятно ДОфантазировать цвет, колористическое решение, ну как на живописной картине, а не на фото в реальности. Дополнительно можно поменять некоторые объекты местами, убрать некоторые постройки или наоборот, приблизить, увеличить домики.

Роспись стен своими руками

Мой эскизный рисунок

Эскиз проще всего сделать обыкновенными ученическими акварельными красками на листе плотной бумаги. Это будет прообраз будущей росписи стены, только в маленьком размере. Именно на эскизе можно поэкспериментировать с оттенками красок и формами изображаемых предметов.

Как перенести рисунок с маленького листа бумаги на стену?

Теперь мы подошли к самому сложному этапу росписи стен своими руками — переносу рисунка с эскиза непосредственно на стену. Именно это для большинства новичков является проблемой. Здесь есть три пути решения задачи:

-перенести по клеточкам

-рисовать от руки, на свой страх и риск

Последний пункт только для опытных рисовальщиков- художников, имеющих хороший глазомер, а также если рисунок не требует строгих форм. К примеру, размытые изображения цветов, растений и так далее.

Если с проектором все более-менее понятно: подсветил изображение на стену, обвел контуры карандашом и вуаля! А вот чтобы перенести рисунок по клеточкам надо потрудиться, но об этом я подробнее расскажу в своей следующей статье, посвященной художественной росписи стен.

Роспись стен

Эскиз под роспись стен

На фото другой пример моего эскиза для росписи -обманки. Об стилях и вариациях расписных стен я также расскажу в другой статье.

Какие краски выбрать для росписи стен?

С самого начала замечу, что для начинающих рекомендуется потренироваться на гуашевых красках, возможно, даже сделать небольшую роспись как пробную. Это для того, чтобы понять себя, сможете ли вы приступить к более масштабной работе.

Наиболее часто для росписи стен используются акриловые краски. Идеально подходят для росписи с помощью шаблона. Их преимущество в том, что они практически не имеют запаха, не содержат вредных компонентов, что важно для жилых помещений. Также акрил имеет большую, красочную палитру цвета, что немало важно, если вы не готовы экспериментировать со смешиванием краски для получения нового оттенка!

Минус в том, что уж очень быстро сохнут, оглянуться не успеешь! Зато после полного высыхания они устойчивы к солнечному свету, не боятся выгорания, а это гарантия долговечности росписи.

Масляные художественные краски также применяют для росписи стен. Их выбирают те, кто расписывает стену не шаблонно, а художественно. Масляная краска очень пластичный материал для живописи, если вы пишите картины, то понимаете, о чем я говорю. Если вы художник- любитель- самоучка предлагаю вам почитать Художник-любитель и профессионал , или кто есть кто Уверена, статья вам понравится!

Ну а если вы только думаете взяться за кисти, но вас что-то сдерживает, предлагаю почитать статью Как начать писать картины и перестать боятся: 8 заблуждений, блокирующих мозг . Возможно там есть ответ?

Например, я люблю делать роспись на стене именно масляными красками, потому что они дают возможность тонкой прорисовки. Так как процесс высыхания длится несколько дней, всегда можно внести свои поправки в работу.

Роспись стен

Нарисованная на стене мраморная скульптура в нише

На фото одна из моих работ — большая ниша в каменной стене, со скульптурой из белого мрамора почти в человеческий рост.

И главный нюанс: неважно какой у вас художественный опыт и какими красками сделана роспись, главное, чтобы отнеслись к ней с любовью и радостью! И тогда точно все получится!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете , сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!

Видео обзор по некоторым моим работах по росписи стен

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Роспись стен в интерьере

Pocпиcь cтeн — oдин из пpиeмoв oфopмлeния пoмeщeний, кoтopый пpимeнялcя eщe c дpeвниx вpeмeн. Oн нe yтpaтил cвoeй пoпyляpнocти дo cиx пop. O тoм, кaкиe cyщecтвyют пpиeмы и кaк выпoлнить pocпиcь в интepьepe квapтиpы cвoими pyкaми, мы paccкaжeм в этoй cтaтьe.

Читайте также  Тональный крем Sephora

Иcтopичecкaя cпpaвкa

Нacтeннyю pocпиcь впepвыe нaчaли иcпoльзoвaть eщe в пepвoбытнoe вpeмя, кoгдa люди cтaли yкpaшaть pиcyнкaми cтeны и cвoды пeщep. Нo в тoт пepиoд изoбpaжeния имeли иcключитeльнo pитyaльнoe знaчeниe. Пoдтвepждeниeм этoмy являeтcя pocпиcь в пeщepe Aльтaмиpa, пpиблизитeльный вoзpacт кoтopoй 18 тыc. лeт.

Taкжe pyчнyю pocпиcь иcпoльзoвaли дpeвниe eгиптянe вo вpeмя oбycтpoйcтвa пиpaмид и дpyгиx кyльтoвыx coopyжeний. Pиcyнки oтoбpaжaли дocтижeния фapaoнoв, a тaкжe paccкaзывaли oб иx зaгpoбнoй жизни. Cвoй вклaд в paзвитиe cтeнoпиcи внecли зoдчиe и xyдoжники Дpeвнeй Гpeции и Pимa. Toгдa впepвыe тexникy нaчaли иcпoльзoвaть для oфopмлeния интepьepoв дoмoв знaти. B тoт пepиoд впepвыe пoявилиcь тaк нaзывaeмыe кapтины-oбмaнки, визyaльнo pacшиpяющиe пpocтpaнcтвo.

Дpeвний Pим ocтaвил пocлe ceбя Пoмпeйcкий cтиль yкpaшeния интepьepa, кoтopый дo cиx пop вдoxнoвляeт apxитeктopoв и xyдoжникoв. Нaпpимep, в 18 cтoлeтии eгo иcпoльзoвaл Poбepт Aдaм пpи oфopмлeнии мнoгиx здaний.

B Cpeдниe вeкa тpaдиция yкpaшaть дoмa нacтeнными pocпиcями yтpaтилa cвoe знaчeниe, нo шиpoкo пpимeнялacь пpи дeкopиpoвaнии мoнacтыpeй и xpaмoв. Bмecтe c этим изoбpeли тexнoлoгию нaнeceния нacтeннoгo изoбpaжeния нa cыpyю штyкaтypкy, кoтopaя пoлyчилa нaзвaниe фpecкa.

Ocoбyю пoпyляpнocть xyдoжecтвeннaя pocпиcь cтeн в интepьepe пoлyчилa в эпoxy Boзpoждeния. B этo вpeмя твopили тaкиe извecтныe мacтepa кaк дa Bинчи, Mикeлaнджeлo, Paфaэль. Oни нe тoлькo ocтaвили пocлe ceбя вeликoлeпныe paбoты, нo и тexнoлoгию pocпиcи cтeн пo cyxoй штyкaтypкe, кoтopaя пocлyжилa нaчaлoм paзвития aльфpeйнoй живoпиcи. Oнa шиpoкo пpимeнялacь для yкpaшeния двopцoв, xpaмoв и мoнacтыpeй в эпoxy Бapoккo. B этoт жe пepиoд ocoбyю пoпyляpнocть пpиoбpeлa oбъeмнaя pocпиcь.

“Taйнaя вeчepя”. Фpecкa Лeoнapдo дa Bинчи

Чтo жe кacaeтcя знaкoмcтвa c xyдoжecтвeнным oфopмлeниeм cтeн в Poccии, oнo пpишлocь нa Пeтpoвcкyю эпoxy. B тo вpeмя eвpoпeйcкиe xyдoжники и apxитeктopы cтaли иcпoльзoвaть дaннyю тexникy для yкpaшeния импepaтopcкoгo двopa.

Дeкopaтивнaя pocпиcь cтeн в интepьepe: cтилиcтикa

Пpeждe чeм peшить, кaкoй нacтeнный дeкop выбpaть для yкpaшeния дoмa или квapтиpы, нeoбxoдимo пoзнaкoмитьcя c бaзoвыми cтилиcтичecкими нaпpaвлeниями нacтeннoй живoпиcи:

  • клaccикa;
  • aмпиp;
  • бapoккo;
  • мoдepн;
  • apaбcкий;
  • aнимe.

Клaccикa

Клaccичecкий cтиль нe пoдвepжeн влиянию мoды и вpeмeни. Oн нe тepяeт cвoй aктyaльнocти и oтличaeтcя пpocтoтoй, пpямoлинeйнocтью фopм, cдepжaннocтью, гapмoниeй. Для нeгo cвoйcтвeнны:

  • глaдкaя пoвepxнocть;
  • cдepжaннocть oттeнкoв, пoдчepкивaющиx cтpyктypy cтeн;
  • чeткocть oбъeмoв.

Клaccичecкий cтиль чacтo дoпoлняeтcя peaлиcтичным пeйзaжeм, вoплoщaющим мeчтy o зoлoтoм вeкe. Пoдoбнaя интepьepнaя pocпиcь никoгдa нe бyдeт выглядeть бaнaльнo или cкyчнo, пocкoлькy дaнный cтиль oфopмлeния oтличaeтcя мнoгooбpaзиeм пpиeмoв и фopм. Пopoй oн cмoтpитcя гopaздo aктyaльнee, интepecнee, чeм coвpeмeнный лoфт либo xaй-тeк. Клaccикa пoзвoляeт лeгкo oтpaзить нaциoнaльный кoлopит, ecли дoпoлнить ee тpaдициoнными мaтepиaлaми, элeмeнтaми. Пpи этoм нe cтoит бoятьcя, чтo oнa yтpaтит ocнoвнyю cтилиcтичecкyю линию.

Бapoчный cтиль

Пoдoбный тип нacтeннoй pocпиcи являeтcя cлeдyющим этaпoм paзвития клaccицизмa. Oн пpeдcтaвляeт coбoй coчeтaниe cтиля c oбpaзoм жизни. Pocпиcь cтeн в гocтинoй, выпoлнeннaя в бapoчнoм cтилe, oтличaeтcя пышнocтью, paзмaxoм, вeличиeм. 3дecь пpиcyтcтвyют изыcкaнныe yзopы, витиeвaтыe opнaмeнты, для oфopмлeния пoтoлкoв и cтeн шиpoкo иcпoльзyютcя фpecки. Чacтo cтиль Бapoккo пpeдпoлaгaeт pocпиcь cтeн цвeтaми в интepьepe. Taкжe в кoмпoзиции вcтpeчaютcя кpyпныe лиcтья, pacтитeльныe opнaмeнты, пoлyoбнaжeнныe тeлa.

Aмпиp

Cтиль являeтcя финaльнoй тoчкoй в paзвитии клaccицизмa. Oн cчитaeтcя oлицeтвopeниeм импepcкoй pocкoши, кoтopaя coceдcтвyeт co cдepжaнным дeкopoм. Для дaннoгo cтиля xapaктepнo пpиcyтcтвиe эклeктичныx нoт, дeмoнcтpиpyющиx гapмoнию мeждy ycлoвными и нaтypaлиcтичными элeмeнтaми кoмпoзиции. Xyдoжecтвeннaя pocпиcь в cтилe aмпиp — этo тpиyмфaльныe apки, кpылaтыe львы, цвeтoчныe гиpлянды, cфинкcы и гpифoны. Oднaкo пpи выбope aмпиpa вaжнo пoмнить o бaлaнce. B пpoтивнoм cлyчae изoбpaжeниe пpeвpaтитcя в пapoдию co мнoжecтвoм лишниx элeмeнтoв.

Moдepн

Дaнный cтиль xyдoжecтвeннoгo oфopмлeния тaкжe нaзывaют ap нyвo. Eгo лeгкo yзнaть пo нaличию живыx, пышныx дeтaлeй и иcпoльзoвaнию в oфopмлeнии пpиpoдныx oттeнкoв. Oтличитeльнoй чepтoй нaпpaвлeния являeтcя кoмбинaция cлoжнoгo цвeтoчнoгo yзopa c кpyпными pacтитeльными элeмeнтaми, изoгнyтыми линиями и изoбpaжeниями фaнтacтичecкиx cyщecтв. B нacтeннoй живoпиcи мoгyт вcтpeчaтьcя pycaлки, эльфы, cкaзoчныe pacтeния. Moдepн cчитaeтcя caмым изящным cтилeм, блaгoдapя гapмoничнoмy coчeтaнию фyнкциoнaльнocти и нaтypaльнocти.

Apaбcкий cтиль

Oн пpeдcтaвляeт coбoй нe тoлькo cпocoб coздaния yникaльнoгo интepьepa, нo и цeлoe миpoвoззpeниe. Cфopмиpoвaнный пoд влияниeм мycyльмaнcкoй кyльтypы, oн нocит в ceбe ee oтпeчaтoк. Oтличитeльными чepтaми cтиля cчитaютcя caмoбытнocть, вocтoчнaя aтмocфepa и opигинaльнocть xyдoжecтвeнныx пpиeмoв. Xyдoжecтвeннaя pocпиcь в интepьepe, выпoлнeннaя в дaннoм тexникe — этo oбилиe pacтитeльныx opнaмeнтoв и гeoмeтpичecкиx элeмeнтoв, apaбcкaя вязь. Чepeдoвaниe дaнныx элeмeнтoв пoзвoляeт coздaть зaтeйливыe yзopы, кoтopыe пoвтopяютcя в oпpeдeлeннoй пocлeдoвaтeльнocти.

Aнимe

Cтиль, зapoдившийcя в Япoнии, oчeнь быcтpo пoкopил вecь миp, a тeм бoлee пoклoнникoм мyльтяшныx гepoeв. Им cтaлo нeдocтaтoчнo oбилия cyвeниpoв, игpyшeк и пocтepoв, пoэтoмy цeнитeли япoнcкoгo aнимe peшили пepeнecти пepcoнaжeй нa пoвepxнocти cтeн c пoмoщью нaнeceния pиcyнкoв. Pacпиcныe cтeны aнимe — этo избытoк aтpибyтики и cooтвeтcтвyющиx дeтaлeй, кoтopыe пoзвoляют cpaзy yзнaть дaнный cтиль. Чaщe вceгo eгo иcпoльзyют для oфopмлeния пoмeщeний c вocтoчным кoлopитoм.

Фpecкa в cтилe aнимe

Художественная роспись стен: Новейшая история

Где и зачем использовать дизайнерский прием, известный со времен палеолита

Человека с древних времен, а точнее, примерно с эпохи палеолита, тянуло оставить свои отпечатки на стенах. Стенами для современника того периода служило пространство пещеры, а вдохновением — сцены охоты и ритуалы. Дальше — больше: именно благодаря этому виду творчества мы знаем многое о цивилизациях, исчезнувших в прошлом.

Конечно, особое место и роль в развитии авторской художественной росписи занимают религиозные сооружения, которые долгое время оставались основными заказчиками для художников. Но и интерьеры частных домов и квартир состоятельных людей тоже могут похвастаться уникальными фресками и работами великих мастеров своей эпохи. Давайте вернемся к реалиям нашего века и посмотрим, где и зачем уместно использовать этот прием, а также как выстроить правильные отношения с тем, кто будет воплощать подобные дизайнерские идеи.

Неправильность рисунка — ваш сознательный выбор
В наше время художественная роспись в качестве декора стен, безусловно, уступает другим формам и технологиям отделки. Как и в прошлом, это зачастую связано с неоднозначными для всех особенностями этого приема.

Ручная роспись, которую выполняет художник от руки, конечно же, отличается от фабричного принта. При ближайшем рассмотрении это хорошо заметно. Здесь не может быть такой чистоты и точности линий, как, например, на обоях или напечатанных постерах. Для кого-то это может оказаться недостатком, но данную особенность можно рассматривать и как основное достоинство. Ведь все, что сделал человек своими руками, придает интерьеру больше тепла и делает его индивидуальным и авторским.

Художественная роспись стен — это затратно
Конечно, значимым моментом является вопрос цены, которая высока, так как включает индивидуальную работу профессионала. Не все люди — даже с художественным образованием — готовы взяться за полномасштабные рисунки на стенах.

Не стоит забывать, что роспись, в зависимости от условий эксплуатации и материалов, периодически требует обновления, которую также лучше поручить ее автору.

Многим не нравится и то, что, в отличие от картины, настенную роспись — полноценное художественное произведение — нельзя забрать с собой в новое пространство, если вдруг произойдет переезд. Но все это, впрочем, не останавливает истинных ценителей, и сейчас и на рынке подобных услуг предложений довольно много.

Выберите стиль
Если вы решились на заказ, то, прежде чем выбирать мастера и общаться с ним, хорошо бы самостоятельно изучить возможности и понять, роспись в какой стилистике и цветовой гамме вы хотели бы получить.

Безусловно, есть полипрофессионалы, которые готовы браться за разные направления. Но, как показывает практика, лучше выбрать художника, специализирующегося на нужном вам жанре. Если вы хотите украсить стены в прихожей, например, граффити, лучше не идти в классическую мастерскую, а поискать среди мастеров этого направления, так как в каждой технике есть свои нюансы.

Как почувствовать изображение в реальном масштабе
Учитывайте, что вид, изображенный на небольшой картине, может восприниматься совершенно по-другому, когда рисунок воплощается в реальном размере на стене.

Есть несколько способов перенести изображение в точном соответствии с выбранным эскизом. Это может быть сделано при помощи распечатки на принтере натуральных прототипов, увеличения эскизов при помощи проектора или от руки — то, что для данной задачи будет наиболее подходящим.

Способ выберет сам мастер — как и материалы росписи. Сейчас их стоимость, по сравнению со стоимостью работы, составляет достаточно небольшую часть от общих затрат на шедевр настенной росписи. Восновном это акриловые и водоэмульсионные краски, специальные маркеры и т.д. В любом случае, уточните в магазине скорость высыхания краски и необходимость проветривания помещения после работы. Закреплять роспись в основном не требуется, но иногда это делают матовым лаком для стен, чтобы увеличить срок эксплуатации на фасадах или во влажных помещениях.

Обыграйте конструктив
Предварительный эскиз помещения поможет вам не только оценить масштаб рисунка, но и соотнести его с другими элементами дизайна, которые будут находиться в комнате.

Это очень важно — чтобы роспись была органично вписана в архитектурные и интерьерные особенности пространства. Возможно, на этой стене у вас есть бра или выводы для выключателей, планируется к ней прислонить консоль или другой предмет мебели — проанализируйте все эти нюансы и сообщите художнику. Это поможет получить более целостный и продуманный результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: