До и послелучшие проекты архитектурной реставрации

Редкий вид: пять примеров реставрации исторических зданий в Москве

Фото: Peter Milto/shutterstock

Сохранение исторического наследия — один из основополагающих принципов градостроительной политики. Москва — не исключение, хотя скандалы из-за сноса исторических зданий в столице разгораются регулярно. Частные инвесторы вкладывают большие деньги в реставрацию объектов-памятников и приспособление их под современные потребности. Чаще всего в рамках таких проектах в центре города возводится элитное жилье, что существенно повышает капитализацию объектов.

Рассказываем, какие проекты появляются после реконструкции исторических зданий в центре Москвы.

Дом Наркомфина

Один из новых примеров — дом Наркомфина на Новинском бульваре, знаменитый памятник конструктивизма, реконструкция которого завершена в этом году. Здание было построено по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса в 1928–1930-х годах. Экспериментальный дом для работников Народного комиссариата финансов СССР возводился с применением новых на тот момент технологий. Это был первый в СССР жилой дом на каркасе из железобетона.

Фото:mos.ru

За почти вековое существование дома Наркомфина в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. В 2004 году Всемирный фонд памятников включил дом-коммуну в список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения. Здание многие годы находилось в плачевном состоянии, к реставрации объекта не могут приступить из-за множества собственников. После консолидации прав собственности в руках единого юрлица в 2016 году был разработан проект реставрации. Главным архитектором проекта стал внук архитектора Моисея Гинзбурга — Алексей Гинзбург.

Фото:mos.ru

После реконструкции историческое здание стало элитным жилым комплексом на 44 двухуровневые квартиры с высотой потолков 7 м. В здании сохранена оригинальная планировка с коридорной системой. На придомовой территории появится благоустроенный сад, на крыше дома — зона отдыха для жильцов.

«Театральный Дом»

В результате реставрации исторического здания на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и Хлебного переулков появился элитный комплекс «Театральный Дом». Здание в стиле неоклассицизма было построено по проекту архитектора Н. Д. Струкова. В 1897 году в доме располагался театр Немчинова, с 1905 года помещение в нем арендовал Константин Станиславский для своей театральной студии. Позже — в советское время — тут были жилые и административные помещения.

Фото:«Галс-Девелопмент»

Главные фасады комплекса воссозданы в первоначальном виде, восстановлены декоративные элементы и карнизы, стены во внутреннем дворе декорированы панно в стиле ар-нуво эпохи русского модерна. Подъезды украшают репродукции театральных афиш и копии картин ярких представителей стиля модерн в искусстве — Альфонса Мухи и Эдгара Дега. В оформлении входных групп использованы люстры из богемского стекла, дубовые двери с витражным остеклением. Всего в элитном комплексе 129 апартаментов, на верхних этажах они имеют собственные террасы.

Фото:«Галс-Девелопмент»

Шереметьевское подворье

В Шереметьевском подворье на Никольской улице рядом к Кремлем в результате реставрации памятника культурного наследия появился комплекс с апартаментами премиум-класса St.Nickolas. Пятиэтажное здание было построено в конце XIX века по заказу графа Сергея Шереметева известным архитектором Александром Мейснером как доходный дом.

Фото:Vesper

Проект реновации разработало архбюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». В здании по оригинальным образцам восстановлены фасады, лепные элементы и утраченные архитектурные детали, также отреставрированы парадные лестницы, несущие стены и своды Монье, оконные проемы, кирпичная кладка и колонны. В результате в комплексе разместился 41 апартамент.

Фото:Vesper

Дом со львами

Не все исторические объекты в результате реставрации переделывают в жилье. Так, известный дом со львами на Пятницкой — особняк усадьбы фон Рекк — был реконструирован на средства федерального бюджета. В 2012 году памятник культуры федерального значения был передан Министерству энергетики России. В 2017 году по итогам голосования москвичей на сайте «Активный гражданин» объект был признан лучшим из проектов реставрации в столице.

Фото:mos.ru

Особняк был построен в 1897 году по проекту архитектора Сергея Шервуда. Заказчиком выступила Вильгельмина Рекк — жена главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. Это здание украшено лепниной, монументальным портиком, колоннами и парадным окном с двумя кариатидами. В левой его части — башня восьмиугольной формы с круглыми окнами и чешуйчатым куполом. Внутри здания воссоздано несколько парадных залов — зеркальный, мавританский, барочный, музыкальный, проходной. В результате реставрации особняка была восстановлена лепнина, в здании обновлены окна, двери и паркет, гипсовый декор с золочением и серебрением, а также росписи под куполом в одном из парадных залов.

Фото:mos.ru

Реконструкция здания ГЭС-2

Помимо жилых исторических зданий, в Москве реконструируют и знаковые промышленные объекты, приспосабливая их под современное использование. В этом году в центре Москвы на Болотной площади в здании бывшей ГЭС-2 должна закончиться реконструкция — здесь появится Центр современного искусства. Концепцию реконструкции промобъекта разработало архбюро Renzo Piano Building Workshop по заказу фонда V–A–C.

Фото:Дмитрий Коробейников/ТАСС

После реконструкции площадь здания составит более 40 тыс. кв. м, выставочные залы займут около 17 тыс. кв. м, также здесь предусмотрены концертные и театральные залы, библиотека, кафе и рестораны. Комплекс будет состоять из пяти частей: фронтальное и основное здания, правый и левый ризалиты и актовый зал. В подвальном этаже разместят выставочные пространства с естественным освещением и мастерские художественного производства «Своды». Помимо выставок, в бывшей ГЭС будут проходить лекции, концерты, театрализованные постановки и кинопоказы.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве

После недолгого забытья фабрики и заводы возвращаются в жизнь больших городов. На месте бывших производств появляются самые впечатляющие музеи и самые людные парки. Причин на то несколько. Во-первых, за XX век человечество наплодило такое количество производств, что разобраться с ними теперь — дело принципа, если мы хотим, чтобы в городах оставалось свободное место. Во-вторых, забота об окружающей среде все чаще побуждает архитекторов и девелоперов обращаться к старому фонду, а не строить здания с нуля.

В-третьих, ко второму десятку XXI века в нас заговорила усталость от всего идеального и выверенного. Новые проекты, построенные по всем правилам инстаграма, хорошо собирают лайки, но в жизни часто не оставляют пространства для фантазии. Неидеальная промышленная архитектура, напротив, дает свободу и возможность пофантазировать. В этом смысле мы похожи на романтиков XVIII века, которым нравилось любоваться античными руинами. Колонн и статуй с тех пор поубавилось, зато промзон — сколько угодно.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 1)

ПРИЧАЛ МИНШЕНГ

Шанхай, Китай. Atelier Liu Yuyang Architects

Набережная как общественное пространство — это относительно позднее городское изобретение. В прежние времена подступы к воде становились свалками, оборонными рубежами или портовыми зонами. Словом, это было не место для прогулок, а становиться таковым они начали в XVIII–XIX веках. И если раньше неотесанное прошлое пытались стереть без следа и одеть в гранит, то сейчас оно обрело собственную ценность.

В Шанхае по такой философии устроена территория бывшего причального комплекса Миншенг вдоль реки Хуанпу. В начале XX века здесь бурлила крупнейшая портовая зона на Дальнем Востоке. Атрибуты былого могущества — краны, причал, элеватор — оставлены нетронутыми. По крыше паромной станции теперь ездят велосипедисты, а бетонную стену, некогда защищавшую от наводнений, облюбовали бегуны. Зернохранилище повторило участь музея Zeitz MOCAA в Кейптауне — теперь в силосах выставляют современное искусство.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 2)

ЦОЛЬФЕРАЙН

Эссен, Германия. OMA, Норман Фостер, SANAA

Читайте также  Армейская стрижка фото и описание

Ежегодно два миллиона человек приезжают в окрестности немецкого города Эссен, чтобы провести целый день на старой каменноугольной шахте Цольферайн. В пиковые годы здесь добывали 2,4 миллиона тонн угля. После закрытия шахту включили в фонд наследия ЮНЕСКО и превратили в аттракцион — альтернативный Диснейленд для тех, кто всегда мечтал легально полазать по крупной промзоне.

На переустройство пригласили видных архитекторов, в том числе бюро OMA, которое занималось мастер-планом, и родоначальника хай-тека Нормана Фостера — по его проекту бывшую котельную реконструировали в Музей промышленного дизайна. Изменения здесь сугубо точечные и косметические: перед открытием шахты даже не стали очищать от угольной пыли. В заборах по-прежнему хватает дыр, на углемойке зимой заливают каток, а из-за деревьев виднеется машина для резки угля — зловещий силуэт высотой с пятиэтажное здание.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 3)

DOMINO PARK

Нью-Йорк, США. James Corner Field Operations

Парк, открытый в 2018 году в нью-йоркском Бруклине, раскинулся у подножия моста Уильямсбург. Здесь почти как на набережной московского «Музеона»: те же шезлонги, сухой фонтан и аккуратное озеленение. Разница лишь в том, что фоном служит махина кирпичного здания сахарной фабрики Domino, которая давала работу 4,5 тысячи людей и объединяла множество культур и социальных прослоек.

Фабрику закрыли в середине 2000-х, когда популярность сахара стала падать из-за моды на здоровый образ жизни и сахарозаменители. Промзону выкупили и начали превращать в элитный жилой квартал. Разрешение на строительство выдали с условием, что девелоперы внесут вклад в развитие городского пространства — собственно, в ответ на это и появился парк. Сильнее всего гений места отразился на детской площадке: здесь есть бутафорский силос для сахара и заводского вида трубы, а в облицовке игрового домика использованы деревянные доски фабричного пола.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 4)

«КРАСНАЯ СТРЕЛА»

В 1912 году в Москве близ Ярославского вокзала построили краснокирпичный складской комплекс для хранения угля и дров. Главное здание выдержано в лучших традициях нарядного дореволюционного прома, но последние 100 лет на него мало кто обращал внимание. Все изменилось два года назад, когда складские помещения реконструировали под апартаменты с красивой концепцией.

«Красной стрелой» занимались авторы «Хлебозавода № 9» и «Корабля Брюсова» — команда под руководством Алексея Капитанова. Свое название проект получил по одноименному поезду, который каждый день курсирует мимо. Состав хорошо видно с крыши, где обитатели дома загорают и устраивают барбекю. Эксплуатируемая кровля — лишь одна из особенностей дома. Это единственное в Москве жилое здание с собственной железнодорожной платформой, которая обустроена в стиле нью-йоркского парка Хай-Лайн.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 5)

«ОКТАВА»

Тула, Россия. Orchestra

С тех пор как в Туле открыли «Октаву», местный пряник и самовар лишились монополии на звание городских символов. Новое место напомнило, что город славится своими микрофонами — настолько качественными, что Том Йорк использовал их в записи альбома «OK Computer», а Юрий Гагарин — для своего знаменитого «Поехали!».

Сейчас производство уменьшилось в разы, но свободные помещения фабрики дальновидно не стали сдавать под офисы и мелкую аренду. Вместо них здесь организовали творческий кластер с библиотекой, книжным магазином и Музеем станка с иммерсивными экскурсиями. Получилось модно, но с безусловной опорой на память. О промышленном прошлом напоминают реликтовые станки в актовом зале на первом этаже и деликатная работа со структурой здания — пространство цехов старались практически не нарушать и не перестраивать.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 6)

«ХЛЕБОЗАВОД № 9»

В 2010-е Москва проводила активную ревизию конструктивистского наследия и размышляла, как приумножить его ценность. «Хлебозавод № 9» в этом смысле стал идеальным примером: к нему отнеслись бережно, но не стали музеефицировать. О связи с авангардом напоминают цвета фасадов, классические для этого направления: желтый, темно-серый, красный. Схема территории складывается в рисунок, похожий на работы русских абстракционистов.

За три года здесь появился костяк из нескольких десятков заведений и шоурумов (в основном отечественных брендов). По сквозному проходу до метро целый день курсируют пешеходы. Далеко не вся конструктивистская архитектура сумела снискать такую популярность у москвичей — и здесь, пожалуй, лучше всего чувствуется ее идейная мощь.

Отмыть печь и восстановить старинную дверь: 5 организаций, которые берегут историю города

В России свыше 100 тысяч памятников истории и культуры и еще примерно столько же исторических зданий, которые таковыми не признали. По данным градозащитников, до 300 ценных домов уничтожается в год по всей стране.

Некоторые старинные здания спасают неравнодушные граждане своими силами. В этой статье расскажем о пяти объединениях, которые возникли из-за желания сохранить историю города: вот что они делают и как им можно помочь.

Общественное движение «Том Сойер Фест»

Суть проекта: восстановление исторических зданий
В каких городах работают: в 50 российских городах, среди которых Екатеринбург, Казань, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Чита
Подробности: на сайте или ютуб-канале

Что делают. Общественный проект зародился в Самаре в 2015 году: тогда больше сотни волонтеров своими силами обновили фасады трех домов в центре города. Название — отсылка к одноименному роману Марка Твена, в котором Том Сойер красил забор, выдавая это за важное и ответственное дело.

Идеолог и создатель движения — Андрей Кочетков. Он придумал проект, чтобы показать властям, что для восстановления исторической городской среды не нужны миллиарды рублей. Горожане объединяются и восстанавливают деревянные дома своими силами — чаще всего выбирают жилые здания, у которых есть частный собственник и которые не имеют статуса архитектурного памятника или исторического наследия.

Сейчас фестиваль проводится больше чем в 50 городах России. За все время существования волонтеры «Том Сойер Феста» восстановили несколько сотен домов. Проект поддерживают спонсоры, а еще активистам уже дважды удалось получить президентский грант.

Как помочь. Можно стать волонтером или организовать движение в своем городе. Чтобы помочь проекту финансово, нужно связаться с организаторами.

Трудкоммуна «Вспомнить все»

Суть проекта: реставрация старинных московских вывесок
В каких городах работают: в основном в Москве; одну вывеску активисты восстановили в Туле
Подробности: на сайте и в «Фейсбуке», но сайт обновляют нечасто

Что делают. Движение появилось в 2012 году. Команда находит и восстанавливает старинные городские детали: например, вывески магазинов начала 20 века, дореволюционные люки и решетки.

В работах участвуют профессиональные реставраторы, историки архитектуры и краеведы. Движение за девять лет восстановило десять вывесок: Товарищества М. С. Кузнецова 1889 года, «Стрелецкая пекарня» 1920-х годов , «Булочная ОТД. М.Г.К.И.О.» 1920-х годов и другие.

В октябре 2021 года активисты закончили консервацию керамического панно «Керамико-плиточный завод» в Холодильном переулке, 3. Бюджет — 550 000 Р .

Потратили на восстановление панно «Керамико-плиточный завод»

Как помочь. Отправить разовое пожертвование или подписаться на регулярные на сайте. Еще можно присоединиться к команде: в группе в «Фейсбуке» периодически появляются призывы о поиске волонтеров для разноплановой помощи.

Благотворительный фонд «Внимание»

Суть проекта: сохранение исторического наследия
В каких городах работают: по всей России
Подробности: на сайте, в «Инстаграме», «Фейсбуке» или «Вконтакте»

Что делают. Фонд создали общественники Илья Варламов и Максим Кац в 2018 году, чтобы спасти объекты культурного наследия от разрушения. В организацию может обратиться любой житель, собственник здания или член администрации с просьбой восстановить или сохранить какие-либо элементы городской среды. Для этого на сайте есть кнопка «Отправить заявку».

Читайте также  Как заплетать колоски самой себе пошаговая инструкция с фото

НКО помогает с реставрацией, консервацией, аудитом и привлечением экспертов, а еще оказывает юридическую помощь по защите памятников архитектуры. За три года организация помогла спасти 30 объектов: где-то надо было восстановить советскую световую конструкцию, где-то — окна, где-то — двери, в других случаях — фасад деревянного дома.

Как помочь. Отправить разовое пожертвование или подписаться на регулярные на сайте.

Доходный дом Эрлиха и Эттингера в Петербурге хорошо знаком ценителям архитектуры модерна. До недавнего времени в нем стояли оригинальные парадные двери, но при ремонте в 2000-х их заменили на металлические

Фонд помог жителям воссоздать исторические дубовые двери по архивным данным. В доме сохранились дореволюционные внутренние двери и обшивка тамбура, их жильцы дома отреставрировали сами, за свои средства. Фото до/после

Объединение «Гэнгъ»

Суть проекта: очищение архитектурных деталей парадных
В каких городах работают: Санкт-Петербург
Подробности: на сайте, в группе во «Вконтакте» или в инстаграме основательницы «Гэнгъ» Ксении Сидориной

Что делают. Это неформальное объединение, которое с 2019 года находит и отмывает архитектурные детали Петербурга: витражи, печи, керамические панно и плитку. Однажды активисты увидели старинную печь с надписью «Гога», про которую многие писали в «Инстаграме», какая она страшная. Ребята решили взять и отмыть ее.

В основном активисты борются с краской, которой любят закрашивать то, что можно было отмыть. Реставрационные работы стоят по-разному : какие-то — 100 000 Р , другие обойдутся и в 15 000 Р . Расходные материалы волонтеры закупают самостоятельно и на свои деньги. Иногда им жертвуют другие неравнодушные граждане: например, им дважды перевел по 100 000 Р дизайнер и блогер Артемий Лебедев.

Сооснователи проекта дважды проводили фестиваль краеведения «Крайкон», во время которого рассказывали, как правильно ухаживать за старинными витражами, плиткой и печами, а также про находки в дореволюционных квартирах. Во время второго «Крайкона» они также провели экскурсию в Выборге, а деньги с продажи билетов тратили на восстановление парадных.

Как помочь. Активисты пишут, что лучшая помощь — «это лайки, репосты в сторис и добрые комментарии».

Объединение «Двери с помоек»

Суть проекта: спасение старых дверей
В каких городах работают: Санкт-Петербург
Подробности: в группе в «Фейсбуке» или в «Инстаграме»

Что делают. Проект появился в Петербурге в июне 2019 года. Трое основателей и их помощники буквально с помоек собирают исторические двери и окна, от которых избавляются жильцы коммуналок и квартир из старого фонда. Затем детали реставрируют и продают людям, которые хотят вернуть жилью исторический облик. Деньги уходят на аренду мастерской, оборудование, материалы и реставрацию.

За время существования проекта ребята спасли более тысячи дверей и окон. А еще они работают с целыми квартирами: помимо дверей и окон, реставрируют лепные потолки, печи, исторические штукатурки и металлические декоративные элементы. О новых объектах им сообщают подписчики и неравнодушные жители: очередь на реставрацию у них больше года.

Как помочь. Активистов можно поддержать пожертвованием. Деньги пойдут на оплату демонтажа архитектурных деталей города, их вывоз, аренду склада для хранения, работу коллектива. О том, как оставить пожертвования, они рассказали в сторис в инстаграме. А еще участники объединения ищут единомышленников из разных областей знаний, чтобы объединить силы и вместе сохранять историческое наследие.

До и после: 5 восстановленных исторических зданий для аренды

Вилла Андреа Палладио, форт на Нормандских островах, готический храм — мы нашли 5 спасенных от разрушения исторических зданий, которые можно арендовать на выходные.

1. Дом в Стаффордшире

На окраине парка Ингестр в Стаффордшире есть старинный павильона Ingestre Pavilion. Первое упоминание о нем относится к 1752 году — на одном из рисунков Ланселота Брауна, известного ландшафтного архитектора XVIII века, был изображен план газона вместе с чертежом этого дома.

До:

После:

О его прежней судьбе мало что известно. Предполагается, что здание было построено в 1730-х годах братьями Четвинд — старший умер в 1735 году, а младший, виконт Уолтер, переделал значительную часть постройки. Возможно, павильон использовался как дачный домик, но об этом можно только догадываться.

До:

После:

В 1750-х годах каменщик-строитель Чарльз Трубшоу создал на фасаде удивительно красивую лепнину, некоторые скульптуры, сохранившиеся до сегодняшних дней, и оформил постаменты.

До 1800 года павильон претерпел множество изменений: по неизвестным причинам исчезла почти половина здания, нетронутым остались лишь фасад, лоджия и несколько комнат — центральная гостиная же полностью отсутствовала.

#отпускпообмену: дом с историей в Стаффордшире

В таком виде дом простоял более двух веков. И только в 1988 году владельцы леса, в котором он стоит, передали его благотворительной организации Landmark Trust. Восстановлением занимался лично основатель компании Джон Смит вместе с архитектором Филиппом Джеббом.

2. Готический храм в парке Стоу

Романтические пейзажи парка Стоу привлекают путешественников со всего мира. Но мало кто знает, что здесь не только можно погулять, но и остаться на выходные в одном из старинных сооружений. Например, в легендарном “Храме свободы”, построенном в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.

До:

Зарисовка J.C. Nattes, 1805.

Gothic Temple, 1905-10, J. Gough.

Оригинальный дизайн сооружения претерпел множество изменений, поэтому изначальный вариант можно увидеть только на картинах, хранящихся в Музее Эшмола в Оксфорде. После смерти в 1749 году виконта Кобэма здесь сделали куполообразный потолок с изображением гербов его предков, а также добавили ограды для башен.

Замок до реставрации, 1963 год.

После:

Сооружение было скромно меблировано и, в отличие от многих садовых павильонов, редко использовалось для пикников и развлечений. Обычно сюда приходили отдохнуть после долгих прогулок по садам, чтобы полюбоваться видом, открывающимся с башни.

До:

После:

Все комнаты были круглыми, со сводчатым высоким потолком, украшенным яркой геральдикой. Спальни, кухня и ванная находились в башнях, а гостиная занимала основное пространство на первом этаже. Организация Landmark Trust сохранила оригинальную планировку и постаралась воссоздать в интерьере атмосферу XVIII века.

3. Поместье в Стаффорде

Tixall Gatehouse был построен приблизительно в 1580 году сэром Уолтером Астоном, рыцарем королевы Елизаветы. Сооружение возвели прямо перед основным зданием поместья, но создано оно было не столько для безопасности, сколько ради демонстрации богатства и силы владельца.

До:

Гравюра Дж Баклер, 1830. На ней видно, что рядом с воротами стояли особняк и церковь.

В конце XVI века об этом здании отзывались как о “самой красивой архитектурной работе, созданной в графстве за последнее время”. Действительно, оно собрало все модные тенденции того времени: классические орнаменты, ордеры, фигуры ангелов и воинов в спандрелях над аркой.

1961 год. В здании нет крыши, пола и окон.

После:

Поместье было разрушено в 1927 году, но, к счастью, это сооружение устояло. В 1968 году его выкупила благотворительная организация Landmark Trust и начала долгий процесс восстановления. Здание было в ужасном состоянии: не было крыши, пола и окон, единственное, что сохранилось, — стены и два оригинальных камина. По ним можно определить, что здесь было как минимум две гостиные. В башенках находились апартаменты для гостей, а терраса на крыше служила площадкой для наблюдения за охотой на оленей в ближайшем парке.

Читайте также  Как убрать носогубные складки гиалуроновой кислотой?

4. Вилла по проекту Андреа Палладио в Италии

В живописном местечке Агульяро в провинции Виченца сохранился настоящий архитектурный шедевр Андреа Палладио, который можно арендовать на выходные.

masterok

Часто и у нас в ЖЖ усилиями Ильи Варламова (да и вообще тема злободневная) обсуждаются темы уродования старых, исторических зданий методом обновления и реновации. Где-то частники убого обновят старое здание, а где-то и государственные структуры не оставляют историческому облику здания даже шанса. Есть такое у нас в России, но ведь такое есть и за рубежом. Это обуславливается либо рациональность, либо малыми историческим значением, либо обычной безалаберностью и бездарностью исполнителей.

Вот вам 10 ярких примеров того, как неумелое вмешательство превратило изысканную красоту архитектурных шедевров в настоящее посмешище не в России, а в «благословенном Западе».

1. The Gaiety Theatre (Лондон, Великобритания)

«Театр веселья» на Олдвиче в 1900 году и после современной реставрации. | Фото: timeviews.home.blog.

«Театр веселья» на Олдвиче, что в центре Лондона, был построен в 1864 г. на месте Лицейского театра. Очень быстро он завоевал популярность благодаря модным в те времена мюзик-холлу, бурлеску, пантомиме и оперетте. С 1890-х гг. театр представлял новый стиль музыкального театра, известный как Эдвардианская музыкальная комедия. ХХ век стал роковым для здания театра. Сначала его полностью перестроили (1903 г.), во время Второй мировой войны оно и вовсе было разрушено. После восстановления театр многие годы пустовал, пока в 2020 г. не появилось абсолютно новое здание, которое никак не вяжется с прежним его обликом.

2. Чудовищное превращение старинного здания (Осло, Норвегия)

В 1970-х гг. старинное здание превратилось в безликую коробку (Осло, Норвегия). | Фото: awesomeinventions.com.

В старой части столицы Норвегии до сих пор можно наслаждаться прекрасными архитектурными сооружениями, которые создают особенный колорит, радующий и местных жителей, и гостей. Бывалые туристы отмечают то, что за старинными зданиями очень трепетно ухаживают, поддерживают и периодически реставрируют. Но стоит отметить, что в 1970-х гг. очень много памятников архитектуры пострадало от массовой трансформации. В тот период историческую часть города взялись «оживлять» модернисты. Вот один из примеров того, что из этого получилось.

3. «Парад магазинов» на Hale End Road (Лондон, Великобритания)

Очаровательный «Парад магазинов» на Hale End Road стараниями современников превратился в обыденный базарный ряд (снимки 1900 г. и 2020 г., Лондон). | Фото: timeviews.home.blog.

Интересный снимок, сделанный еще в 1900 году, наглядно показывает, как реставрация пагубно сказывается на исторических зданиях. Понятно стремление современных архитекторов улучшить пространство и внешний вид улиц города, но подобная трансформация напрочь лишила привлекательность некогда гламурных магазинчиков на Хейл-Энд-Роуд в Хайамс-Парке (Лондон), превратив их в базарный ряд.

4. Старинный отель в Гетеборге (Швеция) превратился в уродливый офисный центр

Сейчас бы власти Гетеборга многое отдали за то, чтобы вернуть время вспять и сохранить отель в первозданном виде (Швеция). | Фото: varlamov.ru.

Для многих из нас старинные европейские города ассоциируются с чем-то особенным, где сохранились многовековые традиции градостроительства. Но как не прискорбно осознавать, даже в Швеции более чем наплевательски относятся к историческим постройкам. Взять хотя бы старинный отель в Гётеборге, возведенный еще в 1883 г. Когда в конце прошлого века здание совсем уж обветшало, власти города не нашли ничего лучше, чем разрешить сделать из него офисный центр. После сдачи в эксплуатацию столь уродливого строения многие пожалели, что нельзя вернуть время, чтобы сохранить великолепное здание в первозданном виде.

5. Центральный дворец на Спорторгете в Хельсингборге (Швеция).

Величественный дворец на Спорторгете в Хельсингборге превратился в бетонную коробку (Швеция). | Фото: awesomeinventions.com.

Хельсингборг славится многими историческими достопримечательностями, но в последние годы его памятники архитектуры превращаются в современные коробки, вызывая негодование неравнодушных горожан. По сведениям редакции Novate.ru, энтузиасты объединяются в группы в соцсетях, стараясь противостоять настоящему вандализму, показывая, какими были улицы старинных городов Швеции, и во что они превращаются. Ярким примером того стал дворец на Спорторгете, построенный в 1886 г., который пережил щадящую реконструкцию в 1905 г. Но вот в 1967 г., после его сноса, в историческом районе города появился офисный центр, совершенно не вписывающийся в архитектуру города.

6. Изысканное здание в центре Барселоны превратилось в типичную стекляшку (Испания)

Старинный особняк на площади Sant Jaume превратился в ультрасовременный комплекс (Барселона, Испания). | Фото: ba-bamail.com.

Площадь Старого города каталонской столицы расположена в готическом квартале, к которому никак нельзя было подпускать современных архитекторов. Но власти разрешили не просто реконструкцию старинного здания, возведенного еще в конце 1800-х годов, но и полную его замену. Теперь вместо старинного особняка с проработанным до мелочей фасадом, красуется стеклянно-монолитный объект, который уродливым не назовешь, но атмосферу старины он разрушил.

7. Гостиница Christiania International Seamen’s Hom в Осло (Норвегия)

Арочные окна и башенки гостиницы Christiania International Seamen's Hom превратились безликие элементы из бетона и стекла (Осло, Норвегия). | Фото: awesomeinventions.com.

Christiania International Seamen’s Home – это гостиница и деловой комплекс, строительство которого было завершено в 1900 году. Здание в стиле северного Возрождения было спроектировано Карлом Кристианом Августом Михальсеном. Но оно недолго простояло в первозданном виде, постоянно подвергалось ремонтам и трансформациям. В итоге Норвежская ассоциация судовладельцев выкупила участок земли вместе с гостиницей и построила собственный офис, который в 1941 г. был награжден дипломом Houen «За выдающуюся архитектуру». Несмотря на восторги членов жюри, местные жители остались очень недовольны столь угловатой подменой.

8. Парк Рентийи в Бюсси-Сен-Мартен (Франция)

Некогда королевская летняя резиденция в парке Рентийи превратилась в чудовищную пародию. | Фото: awesomeinventions.com.

Когда-то в летнем домике, как его тогда называли, отдыхали королевские особы, наслаждаясь красотой парка и рукотворного озера. Но после «переосмысления» достояния французского народа архитекторами-модернистами Филиппом Бона и Элизабет Лемерсье он превратился в зеркальное «чудо-чудное», от которого шарахаются все без исключения.

Тот же замок, только вид сбоку (Cultural Park Rentilly, Bussy-Saint-Martin).

«Новый замок Рентилли является выражением возрожденного внимания к историческому наследию и энтузиазма Communauté d’agglomération в отношении искусства и общественной приверженности», – эти слова приверженцев «обновления» большинство искусствоведов и местных жителей считают просто кощунственными.

9. Почтовое отделение в Белграде (Сербия)

Старая почта в Белграде многие десятилетия была визитной карточкой города, чего не скажешь о ее современной версии (Сербия). | Фото: ba-bamail.com.

Старое почтовое отделение, расположенное рядом с главным железнодорожным вокзалом Белграда – это великолепное здание, построенное в византийском стиле в эпоху Возрождения. Многие годы оно считалось одним из самых красивых зданий и символом города. Но после разрушения во время Второй мировой войны, его пришлось реконструировать. Учитывая эпоху послевоенной тотальной экономии и вошедшей в моду функциональности, не удивительно, что Главпочтамт превратился в серый невзрачный объект.

Оптимистичная перспектива: В 2018 году заместитель мэра Белграда Горан Весич объявил, что планируется восстановление старинного фасада. В 2020 г. начались подготовительные работы.

10. Неоготическое здание Mappin & Webb Building в Лондоне (Великобритания)

Неоготическое здание Mappin & Webb Building в Лондоне заменил объект, создатели которого напрочь проигнорировали очевидные и традиционные знания о красоте и пропорциях. | Фото: timeviews.home.blog.

Треугольное в плане здание с небольшим циферблатом, расположенным над декоративными арочными окнами, когда-то находилось в центре оживленного перекрестка Птичьей улицы и улицы Королевы Виктории. Спроектированное Джоном Белчером и построенное в 1870 г., это здание в неоготическом стиле служило офисом и домом для владельцев ювелирной компании Mappin & Webb. С самых первых дней оригинальные неоготические черты и расположение ювелирного дома сделали его объектом №1 исторического центра Лондона. Но это было до 1994 г. Уже в 1997 г. на этом месте «красовалось» самое уродливое здание Лондона – Number 1 Poultry (по версии журнала Time Out и не только), являющееся торговым центром, рестораном и офисами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: